Бизнес на вырост: новые правила успеха малого бизнеса в России

На Госсовете 7 апреля говорили о том, как помочь развитию малого и среднего бизнеса в России в нынешних непростых экономических условиях. Государство, заявил Владимир Путин, готово помогать предпринимателям.

Для кого кризис — время посыпать голову пеплом, а для кого – время возможностей. Один бизнес рушится как карточный домик, а другой идет в рост.

Помогать предпринимателям находить верную дорогу теперь будут на государственном уровне.

Будущее малого и среднего бизнеса в России строится буквально здесь и сейчас: 7 апреля проблемами растущего предпринимательства озадачился Госсовет. Формально орган этот всего лишь совещательный. Но председательствует президент, а среди участников — председатели верхней и нижней палаты парламента, руководители фракций, полномочные представители президента и главы субъектов.

"Принципиально важно утвердить в обществе ценности предпринимательства, понимание особой роли ценности предпринимательского труда, как одного из важнейших ресурсов развития страны, долгосрочного ее экономического роста, — подчеркнул Владимир Путин. – Государство, все уровни власти должны сделать все возможное, чтобы занятие бизнесом было привлекательным, доступным и престижным. Чтобы создавались равные условия для всех предпринимателей, чтобы законы были стабильными и понятными, чтобы обеспечивалась честная и открытая конкуренция. И чтобы никто не мешал работать, не лез с крышеванием, не вымогал взяток, поборов, не предлагал так называемые навязанные услуги".

На мерах поддержки еще остановимся подробно. Пока же критерии: что есть среднее предпринимательство и что есть малое?

Среднее и малое предпринимательство

В России, на самом деле, категории три. Микропредприятия — это компании, где трудятся до 15 человек, а годовой оборот не превышает 60 миллионов рублей. Малое предприятие — до 100 человек сотрудников и до 400 миллионов оборота. И среднее — 250 человек и 1 миллиард.

Если совсем упрощать, то киоск с шаурмой — это микропредприятие, ресторан — малое, а ресторанная сеть, если это, конечно, не McDonald's — это уже среднее предприятие.

Малый и средний бизнес в России

Пока такое предпринимательство в России по масштабам занятости, если не малое, то среднее – трудится в таких небольших компаниях лишь каждый четвертый россиянин — 25%. Довольно скромно. С учетом того, что в развитых странах этот показатель выше – 35-80%. Всего же, как принято говорить в деловой среде, "субъектов малого и среднего бизнеса" в России набирается чуть больше пяти с половиной миллионов. Две трети из них – индивидуальные предприниматели, треть – юридические лица. Так что, есть, куда расти.

"Тревогу вызывает тот факт, что в последние годы мы не видим динамичного развития малого и среднего бизнеса так, как это было в первое десятилетие этого века. И это подтверждает статистика. Более того, были приняты нормативно-правовые акты, направленные на увеличение фискальной и нефискальной нагрузки на малый бизнес, введение дополнительных административных барьеров", — подчеркнул президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Александр Калинин.

И вот сразу, что было предложено на Госсовете. Эксперты Агентства стратегических инициатив обратились к Владимиру Путину с инициативой о создании новой структуры для помощи малому бизнесу.

Институт развития малого бизнеса

Речь идет о рождении Единого института развития малого и среднего бизнеса на базе МСП-банка — это дочерняя структура Внешэкономбанка, которая специализируется на кредитовании малого бизнеса, и Агентства кредитных гарантий. Это позволит сфокусировать инструменты поддержки малого бизнеса в рамках "единого окна".

"Это создавать условия не только по поддержке предпринимателей. Поддерживать нужно только тех, кто хочет расти. Он должен убрать те барьеры, которые мешают малому бизнесу переходить в средний. В принципе, нужно сохранить все то лучшее, что есть в МСП-банке и в Агентстве кредитных гарантий, и убрать необходимость беготни между ними. Сделать одно окно. У нас сейчас очень много торговли и очень мало услуг, мало предприятий производственных. Я думаю, задача этого нового института будет работа не просто над механическим увеличением числа малых предприятий, но и над качеством этого увеличения", — поясняет генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.

Все ради того, чтобы увеличить долю малого и среднего предпринимательства в экономике России. Давайте укрупнимся. Где в нашей стране искать малый бизнес? В каких сферах?

Сферы малого и среднего бизнеса (МСБ)

На первом месте по популярности у малых предпринимателей торговля. Затем идут операции с недвижимостью – аренда, купля, продажа. В тройке лидеров — строительство.

Средний бизнес: к торговле, а куда без нее, добавляются промышленное производство и сельское хозяйство. Кстати, именно сельское хозяйство – самая лакомая сфера с точки зрения инвестиций.

Но, если смотреть на картину в целом, то с инвестициями у нас пока не очень.

Для сравнения, доля МСБ в ВВП

На долю малого и среднего бизнеса в ВВП России приходится чуть больше 20%. В Японии и Канаде аналогичный показатель составляет 57%, в Германии – почти 50. С другой стороны, отставание — это потенциал для роста.

Как удалось добиться высоких показателей? Мировой опыт в нашем формате.

Развитие малого и среднего бизнеса разными темпами идет во всех странах мира. В Европе система поддержки и регулирования МСБ сложилась еще в 1970-х. В основе подхода — развитие конкуренции, финансовая поддержка, упрощение нормативной базы, содействие в сфере исследований, помощь в обучении высококвалифицированных кадров.

Например, в Германии школьникам и студентам, желающим в будущем открыть свое дело, предлагают специальные курсы. В Великобритании новичкам доступны бесплатные консультации и бизнес-наставники. Во Франции решившие открыть дело безработные на три года освобождаются от налогов.

В США, где в бизнесе занята каждая третья семья, государство помогает предпринимателям заключать контракты с крупными предприятиями и получать правительственные заказы. Китай, где малый и средний бизнес сильно завязан на инновации, предлагает бизнесменам низкопроцентные ссуды на погашение кредитов. В Японии государство предоставляет предпринимателям услуги в сфере консалтинга, рекламы и подбора кадров.

В Сингапуре, где малый и средний бизнес составляет 90% всех предприятий страны, существуют особые налоговые льготы для новичков, бесплатное обучение персонала, гибкая система грантов и дотаций.

Что же мешает развиваться малому бизнесу здесь и сейчас?

Проблемы МСБ в России

Эксперты выделяют четыре главных фактора. Падение спроса на продукцию и проблемы с поиском рынков сбыта. То есть, покупать стали меньше, а кому новому продать свой товар предприниматели не знают. Господдержка тоже хромает. Третий фактор – это кредиты, дорогие и малодоступные. Четвертый — нехватка квалифицированных кадров.

И характерный пример административного барьера для среднего бизнеса: частные медицинские клиники – тоже предпринимательство.

Финансирование частной медицины

Но пустить заработанные деньги в инвестиции и даже банально получить прибыль запрещено законом. Разрешено тратить средства только на целевые расходы, скажем, поддержание работы клиники в текущем режиме. Сейчас предлагается снять эти ограничения.

"Это все равно что, если бы вы, получали бы зарплату, но был бы закон, в котором было бы написано, что эту зарплату вы можете тратить только на продукты и стиральный порошок, а вот на ремонт квартиры уже не можете. Это существенно тормозит развитие всех медицинских проектов государственно-частного партнерства в принципе в Российской Федерации. Конечно же, нам необходима возможность привлекать заемные средства, чего на сегодняшний день нет. Особенности расходования средств ОМС, которые закреплены законодательством, нам этого не позволяют делать. Мы очень надеемся, что эти проблемы теперь решатся", — образно описывает существующую ситуацию исполнительный директор Euromed Group Илья Иванов.

И это только конкретный отраслевой пример. Вот какие проблемы выделяют сами предприниматели.

Опрос ВЦИОМ предпринимателей о проблемах

На первом месте — налоги. Каждый второй респондент-бизнесмен назвал их проблемой. Чуть меньшее недовольство вызывают "сложность бюрократических процедур" и "проблемы с кредитованием". На экономическую ситуацию в целом жалуется каждый третий опрошенный. Примерно столько же недовольны законодательством.

При этом, по недовольству "законы" обогнали и нехватка кадров, и теневой рынок, и издержки на оплату труда. В общем, наболело. Вот то, что будет меняться в самое ближайшее время.

Преференции: налоговые каникулы и трехлетний мораторий

Самое ожидаемое — анонсированный президентом трехлетний мораторий на проведение плановых проверок. Заработает он с 2016 года. Принцип простой: освободить от ненужных проверок тех, кто работает честно.

Вторая инициатива — налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей. Здесь подводный камень только один. Речь идет о предпринимателях, работающих в научной, производственной или социальной сфере. Это 15% от общего числа.

По штрафам тоже послабления. Разумеется, если суд сочтет, что последствия нарушения незначительны. И еще один прорывной момент — полноценный доступ малых предприятий к закупкам госкорпораций. Объем — не менее 18%.

"Те льготы, которые существовали ранее, они касаются самих юридических лиц. Мы же предлагаем сделать привязку льгот к физическому лицу, которое учреждает новое малое предприятие, для того, чтобы этот гражданин в течение года имел льготы один раз в течение своей жизни. Но льготы хотим предоставить существенные. В частности, это касается льготы на уплату налогов с физических лиц и специальной ставки внебюджетных взносов в размере 14%", — отмечает губернатор Тульской области Владимир Груздев.

Теперь главное, чтобы все инициативы перекочевали с бумаги в реальную жизнь. Хорошим примером в этом смысле может служить... сокращение этих самых бумаг.

"Вещественные" достижения АСИ

Так в 2015 году миллионы россиян избавились от командировочных удостоверений. Это уже большое подспорье.

А чего стоила отмена печати? Буквально накануне президент подписал закон, отправивший печати в прошлое. Теперь иметь заветный круглый оттиск – это право фирмы, а не обязанность.

Следующие в очереди: call-центр по вопросам регистрации юридических лиц и введение типовых уставов для обществ с ограниченной ответственностью.

Тут важно еще, чтобы все это находило отклик у самого бизнеса. Так, по последним опросам, лишь треть руководителей малых предприятий в России знают о программах поддержки в своем регионе. А те, что знают, крайне редко ими пользуются.

Сегодня