Тема:

Кризис в Греции 6 лет назад

Ципрас приехал в Москву, несмотря на упреки Европарламента

Внимание всей Европы приковано к Москве, куда прибыл греческий премьер Алексис Ципрас. Визит состоялся, несмотря на гневные окрики из Брюсселя. ЕС недоволен тем, что новое греческое правительство выступает против антироссийских санкций и не намерено слепо подчиняться еврочиновникам.

Внимание всей Европы приковано к Москве, куда прибыл греческий премьер Алексис Ципрас. Визит состоялся, несмотря на гневные окрики из Брюсселя. ЕС недоволен тем, что новое греческое правительство выступает против антироссийских санкций и не намерено слепо подчиняться еврочиновникам. Одна из главных тем переговоров Ципраса с Владимиром Путиным — подключение Греции к трубопроводу "Турецкий поток", который строится вместо "Южного потока".

Еще до начала визита в Москву в адрес Ципраса (свой пост он занимает всего 2,5 месяца и уже успел показать Европе характер) посыпались многочисленные упреки. Председатель Европарламента Мартин Шульц призвал Афины не отталкивать европейских партнеров дружбой с Москвой. Из Бундестага устами председателя Комитета по европейским делам Греции прямо сказали: тот, кто рассчитывает на помощь ЕС, должен смотреть в Брюссель, а не ездить в Россию. Но Ципрас все же решает приехать — роль "младшей сестры" Брюсселя Грецию тяготит.

Правительство Ципраса решительно против антироссийских санкций. Сам Ципрас, как обычно, без галстука — в этом тоже на всех не похож. "Мне очень приятно с вами познакомиться лично, — говорит Владимир Путин. — Мы по телефону разговаривали тут. И очень приятно принимать вас в Москве, в преддверии православной Пасхи. Это наш общий праздник".

"Я возложил венок к Могиле неизвестного солдата, отдавая долг памяти миллионам людей, которые погибли за великую Победу народов Европы, — сказал в свою очередь Алексис Ципрас. — Греция тоже внесла свою лепту. Так что нас объединяет по-настоящему многое. Я имею ввиду и общие духовные традиции".
97 процентов жителей Греции считают себя православными. Но тема переговоров, конечно, — не только духовные связи. Главное сейчас — экономика. Сотрудничество двух стран – собственно, из-за санкций против России — фактически заморожено. Греция снова теряет деньги: убытки от испорченных фруктов — клубники и персиков, которые предназначались России, оценили в 180 миллионов евро. Товарооборот из-за эмбарго России на европродукты в прошлом году рухнул на 40%. Греки надеялись на отмену эмбарго.

"Нашей экономике была нанесена большая рана, — констатировал греческий премьер. — Мы прекрасно понимаем, что эти меры пришли в ответ на санкции, с логикой которых мы не согласны. Санкции не могут быть решением экономической войны. Они приведут к холодной войне между Западом и Россией".

"Мы понимаем, что Греция вынуждена была тоже проголосовать за санкции против России, — парировал на это президент России. — Ответные меры, конечно, ударили и по Греции. Но это не наша вина. 50% импорта из Греции на российский рынок составляли товары сельхозпроизводства. Но просто мы не могли поступить иначе, мы не можем делать исключения для какой-то одной страны Евросоюза в целом. Ну, а второе, самое главное — самый лучший способ решить эти проблемы — вообще прекратить всякую санкционную войну и соответствующие ответные меры с нашей стороны".

Реакция на любые отношения России и Греции в Европе, как минимум, странная или даже болезненная. Президент Эстонии Греческую республику в этой связи оскорбил, назвав европейские страны, выступающие за диалог с Москвой, "полезными идиотами Путина" (это прямая цитата}. "Почему Россия в данный момент хочет использовать как троянского коня Грецию? Для того чтобы побороть холодное отношение и позицию ЕС?" – это тоже слова эстонского президента.

"Значит, по поводу мифологии, "троянских лошадей" и прочее — Вы знаете, это вопрос был бы справедливым, если бы я приехал в Афины, — ответил на это Владимир Путин. — Мы никого ни на что не уговариваем и никого ни к чему не склоняем. Мы просто открыты для совместной позитивной работы, направленной на достижение позитивных результатов в интересах наших людей и наших экономик. Если греческое правительство под руководством господина Ципраса считает возможным восстанавливать и расширять отношения с РФ, мы будем это только приветствовать. Приезд главы правительства Греции почему-то рассматривается, как абсолютно экстраординарное событие. Я вот этого никак не могу в толк взять, почему это так. Или что, Греция, обремененная долгами, уже, значит, и в политическом плане как-то связана по рукам и ногам? И ее суверенитет уж настолько ограничен, что не может проводить свою самостоятельную внешнюю политику? Думаю, что это не так. И все действия премьер-министра Греции как раз говорят об обратном".

Путин сегодня вновь говорит: Россия выступает за сотрудничество с объединенной Европой. В рамках долгосрочный стратегий это выгодно — как известно — самой Европе. "Я говорил, о том, что нам нужно создавать единый, единое экономическое гуманитарное пространство от Лиссабона до Владивостока, — напомнил российский президент. — Недавно президент Франции меня поправил даже, сказал: "Не забывай, что это изначально была идея, идея Де Голля. И только он говорил о пространстве от Лиссабона до Урала. Ты только ее немножко расширил". Я не спорю, так оно и было на самом деле. Во всяком случае, это вот в наших планах совместных всегда присутствовало, такое отношение к сотрудничеству, долгосрочное, стратегическое".

В Россию сам Ципрас приезжает, в первую очередь, за поддержкой. Греция — на грани банкротства. Уже завтра Афины должны отдать долг МВФ — 450 миллионов евро, а возвращать вообще-то нечем. Главный энергопроект, который в том числе мог бы отчасти решить проблемы Афин, — это продление так называемого "Турецкого потока". На границе Турции и Греции, как известно, будет построен газовый хаб, вместимостью 50 миллиардов кубическим метров. Оттуда нитка теоретически могла бы протянуться на север Греции, а после — к европейскому потребителю, на территорию Македонии, Сербии, Венгрии, а потом Австрии.

"Только от греческого правительства в результате проработки всех технических и экономических вопросов будет зависеть, примет ли Греция участие в реализации этого проекта или нет, — пояснил Владимир Путин. — На мой взгляд, и я всегда говорил и говорю об этом публично, конечно, это поднимает геополитический статус Греции, и она становится крупной транзитной страной для всего юга Европы. Она будет получать приличные деньги за транзит. Речь идет о сотнях миллионов евро ежегодно, просто за транзит, просто так".

Если проект утвердят, Греция получит три миллиарда евро прямых инвестиций.