Больше Красной площади: Варшава предложила проект мемориала жертвам катастрофы под Смоленском

Польша предложила проект памятника жертвам авиакатастрофы под Смоленском. Варшава рассчитывает возвести монумент площадью 100 тысяч квадратных метров вдоль линии, по которой летел в последние мгновения самолет президента Леха Качиньского.

Польша предложила проект памятника жертвам авиакатастрофы под Смоленском. Варшава рассчитывает возвести монумент площадью 100 тысяч квадратных метров вдоль линии, по которой летел в последние мгновения самолет президента Леха Качиньского. Российская сторона с самого начала поддерживала намерение Варшавы увековечить память погибших, но размеры будущей стелы выходят за пределы регламента, что может парализовать работу аэродрома. К тому же, на территории, где хотят возводить памятную плиту, до сих пор находят останки красноармейцев.

Новый проект польских архитекторов повергло в шок и смоленские власти, и российский Минкультуры. Согласованный изначально проект комплекса, что и раньше отличался размахом: стена длиной 115 с половиной метров как траектория падения польского "борта номер один" на площади в 400 квадратных метров — увеличивают до гигантских размеров. В Смоленске говорят о поступившем запросе на 100 тысяч квадратных метров земли под мемориал.

"Где сейчас находятся вот эти деревья, то есть, то пространство, через которое происходит взлет самолета и посадка самолета. Так вот, в этом пространстве не должно быть никаких препятствий", — сказал бывший руководитель полетов аэродрома "Смоленск-Северный" Александр Степченков.

Контраргумент специалистов от авиации — польский проект идет как раз по глиссаде снижения самолетов на действующий аэродром "Северный". Прямая угроза авиационной безопасности. Аргумент местных дачников — часть территории, где планируют поставить часовню, организовать охранную и парковочную зоны находятся в частной собственности. Наконец, здесь, в смоленских лесах, продолжают свои экспедиции поисковики.

"Вопрос о том, чтобы поставить памятник, подчеркиваю, памятник погибшему экипажу и руководству Польши, это дело святое. Мы, русские люди, уважаем память погибших. Это нужно обязательно сделать. Но тут есть разночтения. В этом месте до сих пор находят останки воинов, погибших в Великой Отечественной войне, поэтому строить большой мемориал на костях погибших, погибших одних на костях других, это крайне не по-христиански", — заявил заместитель председателя Смоленского областного совета ветеранов Валентин Абрамов.

В российском Министерстве культуры предлагают компромисс — сократить длину стены со 115-и метров до 40. Ведь был же конкурсный регламент.

"Вот, что гласит регламент конкурса, — 400 квадратных метров на все. В ответ на предложение сократить длину памятника до 40 метров, что решает все проблемы, польская сторона говорит, что это нарушит пропорции, а значит нарушит концепцию", — сообщила заместитель министра культуры РФ Алла Манилова.

Стремление Варшавы поставить мемориал всячески поддерживается, остается под вопросом, относятся ли в самой Варшаве к аналогичным просьбам также трепетно. Уже несколько лет Российское военно-историческое общество пытается поставить в Кракове монумент, уже и проект готов. На месте покосившегося безымянного креста под кустом шиповника. Мало кто знает, что здесь, вдоль западной стены Раковицкого кладбища, похоронены 1250 пленных красноармейцев, замученных в концлагерях во время советско-польской войны в начале 20-х годов. В ответ на имя посла от местного воеводы пришло письмо с отказом.

"В отношении данного участка кладбища отсутствует соответствующая информация о национальности и числе захороненных лиц, а также об обстоятельствах их смерти", — говорится в ответе.

Установленный сразу после победы в 1945 году памятник Советско-польскому боевому братству, в народе прозванный "Четверо спящих", демонтировали четыре года назад, когда строили здесь метро. Станцию достроили, возвращать памятник на прежнее место передумали.

То, что городской совет Варшавы перечеркнул российско-польские межправительственные соглашения о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий, подписанные еще в 1994 году, официальная Варшава будто не замечает. На неоднократные обращения России вернуть мемориал "Четырем спящим" польские дипломаты до сих пор не отреагировали.

Регулярные акты вандализма против захоронений советских солдат в Польше стали, кажется, нормой.

"Я думаю, это большое историческое недоразумение, когда два родственных народа вдруг начинают вспоминать былые обиды и воевать уже с памятником. Поляки стараются сейчас этого не видеть, заретушировать картину, освободительную миссию Красной армии и 600 тысяч наших солдат, которые пали в Польше за освобождение ее территории", — сказал научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

В Катыни на военном кладбище покоится 4241 польский офицер. Москва рассекретила и передала Варшаве все документы, мемориал под Смоленском вместе создавали польские и российские скульпторы и архитекторы. Протянутая Россией рука с предложением забыть не только о расстрелах 1940-го, о вековых распрях. Там же уже есть памятная плита с именами президента Качиньского, его супруги и еще почти ста разбившихся в авиакатастрофе вместе с ними поляков. И это упорство, с которым сегодня Варшава настаивает на гигантском мемориале в нарушение договоренностей, скорее похоже на политический шантаж. Накануне 70-летия Великой Победы совершенно неуместный.