Полное солнечное затмение с доставкой в Москву со Шпицбергена

20 марта 2015 года многие жители России наблюдали солнечное затмение. Но полное покрытие диска нашей звезды Луной на большей части территорий страны увидеть было нельзя. Представляем репортаж от первого лица о том, как картинку "чёрного" солнца доставляли в Москву и на просторы Интернета.

Полное солнечное затмение происходит примерно один раз в полтора года. Но территория, на которой можно наблюдать его с Земли, очень мала. По одной и той же точке тень Луны может проходить только один раз в 200-300 лет, а значит, увидеть это захватывающее зрелище вряд ли получится и за целую жизнь.

Людей, готовых отправиться в любую точку Земли, в любые условия, да ещё и привезти туда гору оборудования для съёмки события, которое длится всего пару минут, называют охотниками за затмениями. Но наша экспедиция в марте 2015 года ставила целью не просто увидеть затмение самим, но и "доставить" его в Москву для показа на Новом Арбате и на канале сайта YouTube всем желающим.

В этом году полное затмение можно было наблюдать только на небольшом участке суши – на Фарерских островах и на Шпицбергене, также зона наибольшей тени проходила по северной Атлантике и Северному Ледовитому океану. При этом Шпицберген имел больше шансов на безоблачное небо, а кроме того на норвежском Шпицбергене есть российский город Баренцбург, куда мы и решили направить нашу экспедицию.

Собрав более 200 килограммов оборудования и полярной одежды, мы отправились на север. Чтобы добраться до Баренцбурга, нам пришлось совершить три перелёта на самолётах, перелёт на вертолёте и финальную заброску на снегоходах. Причём уже на этой стадии мы почувствовали суровость северной погоды – рейсы задерживали и переносили, а мы выгружали и заново сдавали наши 15 мест багажа.

К этому событию и поездке мы начали готовиться несколько месяцев назад и, честно говоря, ни о чем не пожалели. Зачекиниться на краю света – это уже дорогого стоит.

Первое же знакомство с Баренцбургом преподнесло массу сюрпризов. По улицам бродят северные олени и пушистые белоснежные песцы. В городке на 500 жителей есть школа, в которой учатся 50 детей, спорткомплекс с бассейном, гостиница и даже пивоварня – кстати, самая северная в мире.

Сам город тоже выглядит очень интересно. Здесь памятник Ленину и коммунистические лозунги вполне гармонично смотрятся на фоне обшитых современными материалами зданий. Здание школы, представляющее собой художественное полотно, расписанное сказочными персонажами, стоит бок о бок с заброшенным лет двадцать назад домом с заколоченными окнами. А на детской площадке качели соседствуют с отданными на растерзание детям редчайшими аэросанями-амфибией Туполева.

Но самое яркое и красивое здесь – это небо. Закатное солнце, пробивающееся сквозь серые тучи, долго гладит светом соседние горы, покрывая их причудливые склоны золотом, или, уже спрятавшись за их вершины, подсвечивает низкие облака оранжевыми и красными оттенками. И такой закат здесь в межсезонье длится в течение нескольких часов.

В Баренцбурге живут удивительные люди. Долгая полярная ночь, постоянный холод, лютый ветер – суровые условия для жизни. Так вот у нас сложилось необычное ощущение, что чем холоднее климат, тем теплее люди. Российский научный центр, просто поразивший нас своим техническим обеспечением и дружественным приёмом, предоставил нам место для подготовки к запуску и помог с передвижением по архипелагу.

Устроившись в научном центре, мы начали подготовку к затмению. Полная продолжительность затмения – 2 часа. Но самая интересная и впечатляющая полная фаза длится всего две с половиной минуты, и именно за этим зрелищем мы отправились на край света. Любая заминка в эти две минуты – и вся программа наблюдений рушится.

Чтобы быть уверенными в работоспособности наземного оборудования, за день до затмения мы провели тестовую сборку и проверку всей техники. Эта тренировка показала нам, что с севером шутить нельзя. Пару часов на морозе – и ветер выдул из нас всякие иллюзии о нашей одежде и нашей выносливости. Попытка поснимать на камеру всего лишь минуту без перчатки могла обернуться отмороженными пальцами. К счастью, и тут взаимовыручка местных пришла на помощь — удалось найти одежду, в которой можно было хоть ночевать на снегу.

 

Непростой получилась и поездка на снегоходах в горы для разведки мест расположения телескопов. Езда по крутому скользкому горному склону привела к опрокидыванию снегохода. К счастью, это произошло на небольшой скорости, и никто не пострадал. Зато сверху открылся потрясающий вид на город и на фьорд, окруженный горами. Оттуда мы увидели треугольный мыс, наиболее удобный для наблюдений, на котором впоследствии и расположились.

 

И вот наступил день затмения. Точнее для нас он не наступил, а плавно перетёк из предыдущего дня через бессонную ночь. Упаковав всё оборудование и одевшись не хуже покорителей полюсов, мы отправились на точки съёмки. Сначала всей группой приехали на мыс Финисет, где развернули наземную установку с камерами, фотоаппаратами и системой слежения за солнцем, а также установили антенны для приёма видеосигнала, телеметрии и управления стратостатом.

До начала затмения оставался час. Холод около 20 градусов ниже нуля нас не пугал, а вот надвигающаяся облачность была серьёзной угрозой. Чтобы подстраховаться, мы разделились на три группы. Двое остались на мысе с наземной монтировкой, двое поехали готовить к запуску шар, и один самоотверженный участник отправился на соседнюю гору с резервной камерой, чтобы увеличить наши шансы снять затмение в просвете между облаками.

В 10 часов 11 минут по местному времени началась частная фаза затмения. На видимом диске Солнца начал появляться вырез, закрываемый Луной. При ясной погоде увидеть это можно только через специальные очки, но сквозь облака даже невооружённым глазом можно было наблюдать, что солнце постепенно приобретает форму полумесяца.

До начала полной фазы затмения остаётся пара минут. Запускаются камеры, настроенные на съёмку только полной фазы. До этого часть камер уже начала съемку частной фазы затмения: им нужно было снимать на протяжении двух часов на диком холоде, поэтому мы подключили к ним внешние аккумуляторы по полкило каждый, чтобы даже с учётом мороза энергии хватило на всю съёмку. Ещё мы использовали пульты, которые могли управлять съёмкой в автоматическом режиме, и монтировку, оборудованную системой слежения за Солнцем и компенсирования вращения Земли – так мы могли без проблем удерживать Солнце в кадре.

Через несколько секунд Луна полностью закроет Солнце. Несмотря на то, что от солнца остался лишь небольшой серпик, его света всё ещё может хватить для перегрева матриц камер, но окружающий холод по нашим расчётам должен помочь не допустить фатальных повреждений.

Как бы тщательно мы ни готовились к этому событию, но дыхание перехватывает, когда солнечный день за пару секунд проваливается во тьму. В том месте, где светило привычное солнце, появляется "чёрная дыра" с необычной светящейся короной.

Природа затихает, слышны лишь крики людей, в которых сложно отделить восторг от первобытного страха, испытываемого нашими далёкими предками во время затмений. Нам же некогда поддаваться эмоциям, и как только удаётся восстановить перехваченное дыхание, мы принимаемся за работу.

"Я встречал затмение на некотором удалении от основной группы, на склоне соседней горы, в компании трёх оленей. Это было незабываемое ощущение – до самого последнего момента без специального фильтра ты не замечаешь, что значительная часть солнца уже закрыта диском луны. Вокруг сильный ветер, лёгкая метель, холод. Где-то внизу шумит работающая шахта посёлка. И тут буквально за несколько секунд солнце "выключается", вся округа погружается во мрак. Природа вокруг тебя как будто замирает – ветер стих, олени на соседней горе застыли, а один из них от испуга рухнул в снег. И только радостные вопли охотников за затмением из дружественной Японии откуда-то снизу нарушали наступившее на две минуты безмолвие. Когда солнце засияло вновь, я понял, какое сильное чувство должны были испытать индейцы Ямайки, у которых Колумб сначала "украл", а затем "вернул" солнце", — рассказывает один из участников экспедиции.

Как внезапно наступает темнота, так же внезапно Луна приоткрывает маленькую часть "звезды по имени Солнце" – и даже этой маленькой части достаточно для возвращения дня. Снова слышны радостные крики: "конец света" продлился так недолго.

Полная фаза закончилась, хотя ещё в течение часа Луна будет продолжать движение по диску Солнца. Но один из участников группы уже достал пару флешек из камер, прыгнул на снегоход и помчался на базу для скачивания, монтажа и обработки материалов, которые ждут в Москве.

Быстро разобрав монтировку с камерами и приёмную станцию, мы выехали на базу. Нужно было максимально быстро подготовить материал к отправке в Москву, ведь Интернет в Баренцбурге приходит через спутник и его скорость и работоспособность очень непостоянны и зависят даже от погоды.

Счёт шёл на минуты, уже через три часа затмение нужно было показать на Новом Арбате. Наша комната выглядела как военный командный пункт, где напряжение висело в воздухе, а фразы были короткие и лаконичные. Просматривая материал, мы поняли, что не зря в разных режимах и на разной крупности плана вели съёмку не одной, не двумя, а более чем десятью камерами. Это позволило нам настроить разные камеры на разные погодные условия с разной прозрачностью неба, а соответственно и освещённостью. С учётом налетевшей облачности мы получили довольно резкие и контрастные кадры. Выбрали лучший материал, порезали, сконвертировали в необходимый формат – и "бегом" в Интернет. С погодой и тут повезло: за полчаса удалось передать видео в Москву. Мы сделали это!