Тема:

Валютные колебания 1 месяц назад

В чем секрет укрепления рубля. Реплика Александра Кареевского

В последние дни рубль показывает чудеса роста. Что это – грандиозная спекуляция или объективная тенденция? Покупатели валюты, видимо, теперь сильно пожалеют, что поддались панике конца прошлого года, снимали рубли с депозитов и по любому курсу покупали доллары и евро.

В последние дни рубль показывает чудеса роста. Что это — грандиозная спекуляция или объективная тенденция?

Покупатели валюты, видимо, теперь сильно пожалеют, что поддались панике конца прошлого года, снимали рубли с депозитов и по любому курсу покупали доллары и евро. Рост рубля начался со второй половины февраля и продолжается без существенных коррекций по сегодняшний день. За это время по отношению к доллару он вырос почти на 30 процентов. Все это происходит на фоне довольно скромного роста нефтяных цен от своих минимальных значений года. Вернее, они в последние недели просто колеблются в узком диапазоне ниже 60 долларов за баррель.

Итак, в чем же дело? В нашей экономике все проблемы разрешились, деловая активность растет, инвестиции в экономику резко увеличились, и, соответственно, укрепление рубля носит объективный характер? К сожалению, пока это не так. В реальной экономике принципиально на данный момент ситуация не меняется. Да, действительно, черт оказался не таким страшным, как его намалевали в конце прошлого года экономисты-аналитики. Наше народное хозяйство оказалось устойчивее к негативным воздействиям санкций и низких цен на нефть, чем многим бы хотелось на западе. Но этого факта недостаточно для столь бурного роста рубля. Во многом он носит искусственный характер. Правда, наши монетарные власти заявляют, что рубль просто возвращается к своим фундаментальным показателям, и его бурный рост не несет угрозу финансовой стабильности.

Какая уж тут угроза, когда национальная валюта растет! Всем нам нужно только радоваться, ведь теперь опять можно подумать об отдыхе в Европе и покупке хороших импортных товаров! Вот только долго ли нам радоваться? И нужно ли радоваться бизнесу, который хватается за голову, от того, что три месяца рубль падал, а теперь два с половиной месяца растет? Как тут можно строить долгосрочные инвестиционные планы хотя бы на ближайшие месяцы, не говоря уж про годы? Да и вообще, зачем что-то производить, если за день рубль может упасть или вырасти на три процента — больше чем фондовый рынок, гораздо более спекулятивный по своей сути, чем валютный, во всем мире, но только не у нас.

Мы проводим особую денежно-кредитную политику таргетирования инфляции, ради этого отпустив рубль в свободное плавание. Вот его и бросает от берега к берегу.

Кто-то скажет, что я забыл про геополитику. Сейчас ситуация на Украине гораздо спокойнее, чем в начале года. Да и в Европе уже настроения в отношении санкций потихоньку меняются. Все это так. Вот только все равно не покидает ощущение, что кульбиты рубля последнего времени во многом носили не объективный характер, а это результат целенаправленных спекуляций. Без них не было бы черного вторника в декабре. Этого огромного репарационного ущерба для нашей финансовой системы, ажиотажа в магазинах. И не было бы вопросов людей, в чем держать деньги. А ведь это вопрос не личной выгоды граждан. Это вопрос экономической политики. Если валюта может расти или падать по несколько процентов в день, то о каких благоприятных условиях для бизнеса можно говорить? Если даже торговле с ее относительно быстрым оборотом денег тяжело, то что говорить о производстве, где планы нужно строить на годы. Если бы китайский юань так колебался на рынке, Поднебесная вряд ли бы стала когда-нибудь фабрикой мира. От резких движений на валютном рынке выигрывает прежде всего финансовый сектор, а реальному — одни неудобства.

Но по заявлению многих крупных бизнесменов, которые они сделали в начале года, реальный сектор выдержит ставки по кредитам в 25-30 процентов всего 2-3 месяца. А дальше могут начаться массовые банкротства, особенно мелких и средних компаний. Будем надеяться, этого не произойдет. Центральный банк все же начнет активнее снижать ставки в ближайшее время. При слабости нашей экономики дорогой рубль может оказать ей медвежью услугу. Он резко осложнит положение предприятий, занимающихся импортозамещением. А те, кто только решает, начинать ли им заниматься этим стратегически важным для нас делом, задумается: а не вытеснит ли опять подешевевший импорт наших производителей с рынка?

Получается, что наше стремление бороться с инфляцией ультра жесткой политикой только поощряет финансовые спекуляции и мешает решать проблемы реальной экономики. Может попробовать другие методы финансовой стабилизации? А то у нас, как сказал Андрей Клепач, замглавы Внешэкономбанка, на все случае жизни рецепт один: снизить ликвидность и поднять процентные ставки. Этим мы только усугубляем ситуацию в экономике и "лечим такую болезнь клизмой и пиявками". Сложно с ним не согласиться! Но, может быть, все-таки попробовать, что-то кроме пиявок и клизмы?