История ничему не учит. Реплика Андрея Норкина

Здравствуйте! Часто говорят, что история, мол, ничему не учит, кроме того, что не учит ничему. Забавная игра слов, в которой, к сожалению, остается все меньше игры, и все меньше забавного. Степан Бандера и его приспешники – снова герои-освободители Украины, борцы за ее независимость.

Здравствуйте! Часто говорят, что история, мол, ничему не учит, кроме того, что не учит ничему. Забавная игра слов, в которой, к сожалению, остается все меньше игры, и все меньше забавного.

Казалось бы, уже несколько лет прошло с тех пор, как президент Виктор Ющенко присвоил звание Героя Украины Степану Бандере. Жизнь в стране тут же "наладилась", ведь отсутствие этой фамилии в пантеоне украинской воинской славы было главной проблемой на тот момент. Вы можете возразить, что моя ирония неуместна, поскольку после лишения Бандеры звания Героя, ситуация на Украине "наладилась" с тем же успехом. Соглашусь. И, хотя в данном конкретном случае я поддерживаю решение Виктора Януковича, этот президент тоже отличался оригинальным подходом к определению самых болезненных проблем страны.

Теперь на Украине, как известно, президент — Петр Порошенко. Какие же решения принимают в Киеве? Верно, закон о запрете коммунистического и национал-социалистического тоталитарных режимов и их символики и закон о признании организаций ОУН-УПА борцами за независимость Украины в ХХ веке. Причем при необходимых 226 голосах, в первом случае, "за" проголосовали 254 депутата Рады, а во втором — аж 271. Что и требовалось доказать, возвращаясь к трактовке полезности уроков истории…

Итак, Степан Бандера и его приспешники – снова герои-освободители Украины, борцы за ее независимость. "Государство признает борьбу за независимость Украины в ХХ веке правомерной, поскольку ее цель, формы и методы не противоречили Уставу ООН, Всеобщей декларации прав человека и другим международно-правовым актам",- говорится в новом законе. Здесь международная общественность должна разразиться бурными аплодисментами, особенно польская общественность, которая должна понимать, что устроенная бандеровцами в 1943 году "волынская резня" — несомненно благая цель, а распиливание живых женщин и детей ножовками, разумеется, метод, не противоречащий правовым актам. В конце концов, все равно до сих пор никто не знает точно, сколько поляков, 36 000 или 100 000, было тогда уничтожено борцами за независимость Украины.

Ведь им, героям-освободителям, и после сорок пятого пришлось несладко. Страну-то оккупировали ненавистные Советы. Именно об этом идет речь во втором законе, принятом Радой накануне. Что нацисты, что коммунисты оказались оккупантами, захватчиками, растоптавшими украинскую независимость. "Этот закон запрещает тоталитарный режим, в какие бы цвета он ни был раскрашен, под коммунистические, фашистские. Поэтому мы боремся не с идеями, не с философами и учеными, а с людоедами, которые мучали Украину", — заявил, выступая в Верховной раде, лидер крупнейшей парламентской фракции "Блок Петра Порошенко" Юрий Луценко. Помните, сиделец во времена Януковича, бывший соратник Юлии Тимошенко и глава МВД в ее правительства? Теперь вот утверждает, что "людоеды мучали Украину" аж до 1991 года. Снова приведу цитату из закона: "Борьба завершилась восстановлением независимости Украины 24 августа 1991 года, когда Верховной радой Украины был принят Акт провозглашения независимости Украины, подтвержден всеукраинским референдумом". Кто же были эти людоеды, после смерти Сталина руководившие Советским Союзом почти до скончания века? Часом, не выходцы ли с Украины?

Так неужели нужно снова и снова повторять прописные истины, тыкать господина Луценко носом в наделанную им кучку и терпеливо объяснять, что все было не так? Что нельзя переделывать свою и чужую историю в угоду какой-то новой выгоде и новой реальности? Да, нужно. Потому что главная опасность подобного реформирования истории – в обыденности, в забалтывании, в снижении значимости. А эта опасность грозит не американцам, не жителям Европы, она грозит нам.

Поделюсь случаем, произошедшим в редакции одного, не понаслышке знакомого мне российского СМИ. Речь идет именно о лишении Бандеры звания Героя Украины. Редакция делает по этому поводу материал и дает задание получить комментарий МИД России. Молодой сотрудник редакции звонит в МИД, задает согласованные с руководством вопросы, после чего спрашивает от себя: "А известна ли реакция самого господина Бандеры на это решение?" В нашем МИД отвечают, что не являются представителями господина Бандеры, так что спрашивать нужно у него. Затем перезванивают руководству этого СМИ и интересуются, откуда они достают столь чудных сотрудников? Вы скажете, что этот пример говорит лишь об отвратительном уровне образования. Согласен. Но через пару лет в той же редакции того же российского СМИ другой сотрудник, гораздо более опытный и в профессиональном, и в жизненном смысле, более того, облаченный определенными руководящими функциями, называет ленинградского ветерана "блокадной крысой". Не публично, но открыто, в присутствии подчиненных молодых сотрудников, которым позже предстоит делать материалы на самые разные темы, в том числе связанные с нашей историей, с отношением к нашей истории и с попытками ее переписать. Разве этот господин не подает пример? Блокадная крыса – смешно ведь, правда? Креативно…

И вот так, походя, и закладываются фундаментальные изменения в сознании. В осознании себя, своего места в жизни страны. И в этом – опасность. Потому что человек без истории, это человек без памяти. А человеку без памяти в голову можно вложить все, что угодно. И тогда изменится вся страна. Тогда из истории страны и ее граждан исчезает "Великая Отечественная война", а остается лишь "Вторая мировая". Хотя это две большие разницы, как раньше сказали бы в Одессе. Как скажут теперь, я даже не знаю… До свидания!