В Швеции найдено письмо дочери Бориса Годунова к бабушке

Неизвестное письмо Ксении, дочери русского царя Бориса Годунова, найдено в Шведском госархиве. Письмо было отправлено бабушке "Стефаниде Ондреевне, на двор князя Ивана Семеновича Куракина" в Москву из осажденного польскими интервентами Троице-Сергиевского монастыря. Письмо датировано 1609 годом.

Неизвестное письмо Ксении, дочери русского царя Бориса Годунова, найдено в Шведском госархиве. Письмо было отправлено бабушке "Стефаниде Ондреевне, на двор князя Ивана Семеновича Куракина" в Москву из осажденного польскими интервентами Троице-Сергиевского монастыря. Письмо датировано 29 марта 1609 года.

Свернутое в трубочку письмо хранилось среди таких же документов в коробке хранящегося в Стокгольме так называемого Смоленского архива. Найденная бумага от времени покрылось пятнами, а чернила сильно выцвели, отмечает ТАСС.

"Я у живоначальные Троицы в осаде в своих бедах чуть жива, конечно, больна со всеми старицами, и впредь, государыня, никако не чаем себе живота, — пишет Ксения своей бабушке в Москву. — Да у нас же за грех за наш и измена великия в осаде моровое поветрие, пришли на всяких людей измяли скорби великия смертныя, а всякий день хоронят мертвых человек, по двадцати и по тридцати и больши. Которые люди посям есть осталися и те собою не владеют, все обезножили".

"Честно говоря, я просто не поверила своим глазам, когда увидела эти строки, — призналась славист Стокгольмского университета, доцент и специалист по истории языка Элисабет Лефстранд. — Вероятно, письмо попало в архив уже позже из бумаг Яна Сапеги, захваченных им в России".

Элисабет Лефстранд нашла письмо Ксении Годуновой при работе со Смоленским архивом. Этот архив относится к 1609-1610 годам — времени осады Смоленска поляками. Около тысячи листов документов отражают делопроизводство воеводской избы.

Этот архив поляки увезли в Варшаву, а в середине XVII века во время шведско-польской войны бумаги были захвачены шведскими войсками в качестве трофея. В Швеции они попали в библиотеку замка Скуклостер в 60 километров от Стокгольма, который принадлежал полководцу Карлу Густаву Врангелю. В 1893 году все рукописи библиотеки были переданы в Шведский государственный архив.

Любопытно, что в Санкт-Петербургском институте истории хранится практически аналогичное письмо Ксении Годуновой, также написанное 29 марта 1609 года. Только оно адресовано жившей в Москве тетке, княгине Домне Богдановне Ноготковой.

"Практически одинаковое содержание — это совершенно неудивительно. Ведь и сегодня, когда мы пишем подряд мейлы или открытки разным людям, то повторяемся в своих описаниях", — пояснила Лефстранд.

Ксении Годуновой на момент восшествия отца на престол в 1598 году было 16 лет. Она слыла первой красавицей, к тому же получившей лучшее в то время образование.

Свою дочь царь Борис хотел выдать замуж за иностранного принца, который бы согласился принять православие и жить в выделенном ему удельном владении в пределах Российского государства. В мужья ей сначала прочили герцога Густава — сына низложенного шведского короля Эрика XIV. Потом царевну сватали за брата датского короля Христиана IV герцога Иоанна. Одна беда — жених внезапно умер перед самой свадьбой.

На долю Ксении выпало немало и других тяжелых испытаний. Спустя три года после смерти жениха неожиданно умер любимый отец, а всего два месяца спустя на ее глазах были убиты мать и брат.

В 1606 году в результате дворцового переворота был убит самозванец Лжедимитрий, а избранный царем Василий Шуйский перевел Ксению в Успенский Княгинин монастырь во Владимире. Здесь она приняла монашеский постриг под именем Ольги. Приехав в начале 1609 года в Троице-Сергиевский монастырь для поминовения родителей и брата, Ксения попала в осаду поляков под командованием Яна Сапеги и воеводы Лисовского. В монастыре укрылись жители многих окрестных деревень. Осада длилась полтора года и закончилась поражением польских интервентов.

После освобождения Троице-Сергиевского монастыря Ксения вместе с племянницей Ивана Грозного Марией Владимировной переехала в Москву в Новодевичий монастырь. Но в 1611 году казаки Ивана Заруцкого взяли приступом обитель и разграбили ее.

После этого дочь Бориса Годунова вместе с другими монахинями отправили обратно в Успенский Княгинин монастырь. Здесь она и скончалась в 1622 году.