Люди гибнут за минтай: нарушения на "Дальнем Востоке"

На прошедшей неделе на Сахалине хоронили рыбаков, погибших в результате кораблекрушения с рыболовецким траулером "Дальний Восток". Судно затонуло в акватории Охотского моря 2 апреля в 300 километрах от Магадана.

На прошедшей неделе на Сахалине хоронили рыбаков, погибших в результате кораблекрушения с рыболовецким траулером "Дальний Восток". Судно затонуло в акватории Охотского моря 2 апреля в 300 километрах от Магадана. В ходе поисковой операции, что длилась почти неделю, удалось спасти 63 моряка. 57 человек нашли уже погибшими. Судьба еще 12 рыбаков неизвестна.

Спасенные иностранцы, которые незаконно работали на утонувшем траулере, оштрафованы и отправлены домой. Семьям погибших в Сахалинской области уже начали выплачивать по одному миллиону рублей.

Тем временем следствие продолжает устанавливать все обстоятельства, приведшие к кораблекрушению. Цель — покарать всех виновных и не допустить подобного в будущем.

Каков он, рыбный бизнес со смертельным исходом?

Затонувший траулер был под завязку забит минтаем, который должен был принести своим владельцам почти два миллиона долларов. Но так и не принес. А 56 несчастных моряков теперь возвращаются на Сахалин на теплоходе в морозильных камерах, предназначенных для рыбы.

"Андромеда" долго швартуется к причалу Корсаковского порта. В проемы выглядывают испуганные иностранцы. На палубе нервно курят спасенные рыбаки, измученные крушением и долгим штормовым переходом. По их мнению, в трагедии виноват капитан. "Кто, кроме капитана, может быть еще виноват?" — говорят они.

На пирсе их встречают врачи и пограничники. Сразу ведут в автобусы. По мнению некоторых из них, судно утонуло из-за крена. "Капитан жадный был человек", — говорят рыбаки.

Люди в панике метались по каютам в поисках гидрокостюмов. Мало того, что никто не знал, где они лежат, так еще они были старыми и рваными.

"Гидрокостюмов не хватало вообще. Штук 90 было, а на борту — 131 человек", — рассказал один из спасенных.

Спасательных плотов тоже оказалось мало. Какие-то просто не раскрылись.

"Мы без плотиков были часа два с половиной", — вспоминает матрос траулера "Дальний Восток" Евгений Витраус.

У Дмитрия Гниленко на судне погибла мать Наталья Султаева. Вместе устроились на траулер. Она занималась обработкой рыбы. Дмитрий теперь переживает, что не смог ее спасти, да и сам не понимает, как выжил.

"Нас растирали, нам давали лекарство, ставили уколы судовые врачи. То есть был принят весь спектр мер, чтобы реанимировать. Но некоторые, правда, уже при подъеме лишались сил и умирали", — вспоминает Дмитрий.

Иностранцев, у которых нет ни виз, ни документов, сажали в отдельный автобус. Всех их предстоит еще идентифицировать и понять, кто они и откуда.

Швартовались при солнце и голубом небе, но неожиданно на порт обрушился снежный циклон. На Сахалине с погодой не шутят. Это она с людьми, которые ею пренебрегают, делает все, что хочет.

"По итогам этой катастрофы будут сделаны определенные выводы, внесены изменения в правила в сторону еще большего усиления ответственности должностных лиц и непосредственно регламентов по работе с иностранцами и с такими перегрузами", — заявил Олег Кожемяко, исполняющий обязанности губернатора Сахалинской области.

Для временно исполняющего теперь обязанности Сахалинского губернатора Олега Кожемяко первые дни на новой должности стали непростым испытанием. Приходится смотреть в глаза родственникам погибших рыбаков и объяснять, почему их кормильцы не вернулись домой.

Семье помощника капитана Сергея Козина сначала позвонили из "Магеллана" и сказали, что волноваться нечего. Его подняли на борт, а потом перезвонили из сообщили уже о гибели. Дочки теперь не знают, во что им верить.

"Если не увижу, не поверю. Он был добрым человеком. Он последним всегда уходил с парохода", — говорит Даша Козина про своего отца.

Гендиректор фирмы "Пеленга" Василий Вельмескин отработал капитаном на траулерах типа "Дальний Восток" 10 лет. Знает судно назубок. Рассказывает, что корабль в "Магеллане" сильно переделали. Во-первых, увеличили объем морозильной камеры с 80 до 200 тонн. Во-вторых, из-за экономии средств и места избавились от герметичных спасательных шлюпок, заменили их на надувные плоты, а в них в ледяной воде долго не протянешь.

Капитан утонувшего траулера Александр Притоцкий одно время работал в фирме "Пеленга", но оттуда его выгнали за постоянные нарушения правил и откровенное пьянство. "Были случаи, когда он пренебрегал вопросом безопасности. Это было заметно. Ведет судно на перегруз", — вспоминает Вельмескин.

Все руководство "Магеллана" или арестовано, или объявлено в розыск. Замдиректора компании Алексей Васин перед этим успел заявить, что он, как это обычно бывает, сам здесь недавно и мало что знает.

Владелец фирмы "Магеллан" — Константин Филиппов. На Сахалине всем известно, что фирма — лишь часть некогда огромной рыбной империи его отца, с консервами, икорными заводами, траулерами и сейнерами.

Анатолий Филиппов сейчас тоже отказывается от встреч с прессой, но в негласной беседе предположил, что один из лучших магеллановских капитанов действительно мог ради прибыли пойти на неоправданный риск. "Все хотят заработать, и это тоже не минус, а плюс", — сказал Филиппов.

А еще Анатолий Филиппов уверяет, что перестройка судна была согласована. Ремонт происходил в Южной Корее. Там есть представитель российского Морского регистра. Он и дал на все разрешение. "Любой судоремонт проводится под эгидой регистра", — уверяет Филиппов.

Чтобы разобраться, кто дал разрешение на перестройку траулера "Дальний Восток", "Вести недели" направили запрос в Российский морской регистр судоходства. И от его Генерального директора Седова пришел официальный ответ. Оказывается, и здесь не все чисто.

В регистре зафиксировано, что на траулере имеются средства спасения только для 120 человек, но не для 132. Плюс регистр разрешил заменить шлюпки на надувные плоты. А вот про увеличение площади морозильных камер со сломом водонепроницаемых перегородок они точно ничего не знают и разрешения на это не давали.

Мог ли представитель регистра в Южной Корее не заметить убранные водонепроницаемые перегородки, когда принимал судно? Опять халатность?

"У нас был случай: расследовали гибель плавдока в Балтийском море в 2012 году. Там регистр выписал разрешение на буксировку судна, которое практически полностью гнилое было. И оно через два дня утонуло. Мы не можем утверждать, что именно сговор был. Возможно, просто недосмотр", — рассказал Александр Гладкий, морской эксперт.

Всю пойманную рыбу затонувший траулер "Дальний Восток" сдавал в Корею. Люди гибнут за минтай, а страна даже его не видит. Самая доступная рыба — вьетнамский пангасиус и тилапия.

"Она ничего не стоит. Она вскормлена свиным навозом, растет как на дрожжах в этих теплых широтах. И она вся хлынула сейчас на российский рынок. Она заполняет прилавки. Мы не видим высококачественной российской рыбы", — отметил Александр Савельев, руководитель Информационного агентства по рыболовству.

Может быть, в Магадане, рядом с которым затонул траулер "Дальний Восток", ситуация с морепродуктами лучше? Знаменитая Ногаевская бухта. Вверху, на смотровой площадке, — Владимир Высоцкий, воспевший Магадан и бухту, внизу — кладбище кораблей.

Александр Милокостов улетел сюда из советского Крыма еще в 70-е годы. Это он на заре рыночной экономики прорубил окно магаданской рыбе, креветке и крабу в Японию и Корею, да так, что теперь не закрыть.

Некогда самый распространенный здесь деликатесный моллюск трубач скоро может разделить судьбу мамонта, когда-то жившего в этих краях. На магаданском рыбном базаре цена трубача — запредельная, учитывая, что его тут и добывают.

Мойву раньше руками и сачками ловили прямо у берега. А сейчас не наша мойва продается.

С крабом — не лучше. На рынке мы его увидели разве что в качестве рекламы, подвешенным на веревке.

А околоморские пути местной креветки вообще оказались уму непостижимы.

"Магаданскую креветку вылавливают здесь, отправляют во Владивосток. Мы ее там покупаем и везем к себе обратно", — рассказала продавец Александра Давыдова. Поэтому и цена такая, как в Москве.

Зато на видном месте — все те же "химические" пангасиус и тилапия, по воле барыг косяком заплывшая из азиатских широт в Магадан.

Местная северная рыба выглядит на прилавках так, как будто ее заморозили еще при советской власти.

В Невельске это не первая крупная трагедия. 50 лет назад сильнейший шторм в Беринговом море потеряли сразу три траулера, приписанных к этому порту. 120 человек погибли.

Потрескавшийся от землетрясения памятник морякам — железобетонный аргумент. Рыба нам обходится действительно слишком дорого.