Тема:

Газовые споры 1 год назад

Россия заколотит украинский газотранспортный коридор через 4 года

Транзит газа в Европу через территорию Украины будет прекращен в 2019 году. Об этом заявил глава "Газпрома" Алексей Миллер, выступая в Берлине перед членами "Валдайского клуба". По его словам, как только будет построен "Турецкий поток", энергетическая безопасность Европы окажется в ее руках.

Транзит газа в Европу через территорию Украины будет прекращен в 2019 году. Об этом заявил глава "Газпрома" Алексей Миллер, выступая в Берлине перед членами "Валдайского клуба". По его словам, как только будет построен "Турецкий поток", энергетическая безопасность Европы окажется в ее собственных руках.

В нынешней европейской повестке дня, пожалуй, только экономические проблемы Греции могут сравняться градусом политизации с темой энергобезопасности континента. И ключевая задача, с которой Алексей Миллер и Александр Новак прилетели в Берлин на выездное заседание "Валдайского клуба", состояла в том, чтобы отделить газ от всяких политических примесей. В первую очередь, конечно, связанных с украинским кризисом.

Россия больше не готова в одиночку нести бремя финансовых рисков, связанных с добытым, но не проданным газом, и с жуликоватыми повадками соседей-транзитеров. "ГТС Украины — самое слабое звено, — говорит председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер. — Таит в себе конфронтационный потенциал. Но надо понимать, те 90 процентов через Украину — это был подарок СССР Украине, но когда подарок начинают использовать как инструмент манипуляции — так продолжаться не может".

Если диверсификация по-брюссельски — как ключевой принцип энергозащищенности — предполагает уменьшение доли российского топлива в общем топливном балансе, то концерн готов к тому, чтобы перенаправить газовые потоки с запада на восток. А Еврокомиссия может и дальше заниматься привычным делом — искать ресурсы там, где их, в общем, нет, уповать на ветряные генераторы, сланцевый и сжиженный газ и реанимировать идеи прокладки трубопроводов из Каспийского региона. В этом смысле, перспектива снятия санкций с Ирана, конечно, выглядит многообещающе, но не более того.

"Иран, конечно, обладает запасами, но нет возможности быстро нарастить добычу", — констатирует министр энергетики РФ Александр Новак.

Щелкнув пальцами, глава "Газпрома", в свою очередь, продемонстрировал, как быстро концерн может удвоить поставки газа на европейский рынок. Вот только Брюсселю надо бы определиться, нужен он ему или нет. И сделать это надо бы прямо сейчас, потому что Россия уже совсем определилась — что бы там ни было, через 4 года украинский газотранспортный коридор будет наглухо заколочен.

"Мы приняли решение о строительстве в сторону Турции — эти мощности будут созданы, — сообщил Алексей Миллер. — Все риски, которые есть, лежат на Европейской комиссии. Эти мощности должны появиться к концу 2019 года. Строить надо начинать прямо сейчас, но если мощности не будут созданы — мы не виноваты. Кто предупрежден, тот вооружен".

По прогнозам, потребности Европы в газе будут только нарастать примерно по проценту в год, поэтому потребителям следовало бы обеспокоиться нерасторопностью Еврокомиссии, которая не может предложить внятной стратегии ни с российским газом, ни без него. При этом, турецкие энергетики, воодушевленные возможностью с помощью России сделать из своей страны газовый суперхаб, не теряют веры в конечную победу здравого смысла.

"Турция подала запрос на вступление в ЕС 30 лет назад, и сейчас наша страна приобретает стратегическую важность для Европы, — отметил председатель правления Турецкой ассоциации экономики и энергетики Гюркан Кюмбароглы. — Это позитивно повлияет на наши отношения, так что я ожидаю, что Брюссель, скорее, поддержит проект, нежели попытается вставлять палки в колеса".

Но как на самом деле поступит Еврокомиссия — угадать сложно: легких путей там не ищут. Ее представителей на площадке "Валдайского клуба" не было, хотя, конечно, сигнал, отправленный сегодня из Берлина, достаточно мощный для того, чтобы его уловили в Брюсселе.