Ядерная сделка с Ираном оказалась под угрозой


фото: Global Look Press

Барак Обама согласился предварительно согласовать ядерное соглашение, которое планируется подписать с Ираном до конца июня, с американским Конгрессом. Этот шаг уже приветствовали в Израиле, а в Иране в очередной раз заявили, что ничего не подпишут, если не будут сняты санкции.

Барак Обама уступил республиканцам в вопросе ядерного соглашения с Ираном. Во вторник президент согласился, что Конгресс должен иметь возможность проанализировать соглашение, уступив давлению со стороны республиканцев и части демократов в этом спорном вопросе. Уступка Обамы выглядит как шаг назад и ставит под вопрос успех в длительных переговорах с Ираном, в руководстве которого уже несколько раз заявили, что не будут ничего подписывать, если не получит гарантии снятия санкций.

Указ, подписанный Обамой, гласит, что администрация президента обязывается отправить текст окончательного соглашения в Конгресс, как только оно будет готово, а также блокирует возможность Обамы снять многие из наложенных на Тегеран санкций на то время, пока соглашение будет рассматриваться профильными комитетами. Он также включает окончательное голосование о снятии санкций, наложенных на Иран законами, принятыми Конгрессом в обмен на ограничение Ираном своей ядерной программы.

Компромиссу, который удалось достичь президенту Бараку Обаме и парламентариям американского Конгресса, в обеих палатах которого большинство принадлежит республиканцам, очень обрадовались в Израиле. Об этом заявил израильский министр разведки и стратегии Йуваль Штайнц.

"Этим утром мы определенно счастливы. Это достижение израильской политики", — заявил Штайнц, очевидно, имея в виду несогласованный с Обамой визит премьер-министра Биньямина Нетаньяху в США 3 марта, в ходе которого он выступил перед Конгрессом и под многократные бурные аплодисменты попросил американских депутатов не одобрять соглашение с Ираном, которое, по его мнению, угрожает существованию Израиля. Штайнц также отметил, что компромисс с Конгрессом является "очень важным элементом недопущения плохой сделки".

" В случае плохого соглашения будет большее давление и другие барьеры, — добавил глава израильской разведки. – В свою очередь, администрация и переговорная команда предпримут больше усилий для обнаружения лазеек и смогут достигнуть лучшего соглашения или хотя бы такого, которое будет выглядеть более рациональным с точки зрения голосования в Конгрессе".

В свою очередь, руководство Ирана в очередной раз дало понять, что подпишет ядерное соглашение лишь в случае, если оно будет гарантировать немедленное начало процесса снятия санкций. Ранее об этом заявлял верховный лидер исламской республики аятолла Али Хаменеи, теперь пришел черед президента Хасана Роухани, популярность которого взлетела до небес после подписания предварительного варианта соглашения в начале апреля.

"Если не будет отмены санкций, не будет и соглашения, — заявил Роухани в телевизионном выступлении. – Конец этих переговоров и подписанное соглашение должны включать декларацию об отмене санкций, угнетающих великий иранский народ".

Роухани также добавил, что его не интересуют хитросплетения отношений Обамы с Конгрессом, так как Иран ведет переговоры "с великими державами, а не с Конгрессом", отметив, что Иран заинтересован не в конфронтации, а во взаимном уважении и конструктивном взаимодействии со всеми странами мира.