Что ждет женщин в плену ИГ и "Боко харам"?

Исламисты из группировок "Боко харам" и "Исламское государство" (запрещена в РФ) славятся своей жестокостью – в плен к ним стараются не попадать. Особенно бесчеловечному обращению подвергаются женщины, при этом в разных группировках отношение к ним отличаются. Так какая же из группировок кажется меньшим злом?

Джихадисты исламистских группировок "Исламское государство" (запрещена в РФ) и "Боко харам", воюющие на Ближнем Востоке и в Западной Африке, прославились благодаря своей жестокости, похищениям и пыткам. Зачастую к ним в плен попадают женщины и девушки, судьбе которой не позавидуют даже заключенные женских колоний. Однако, хотя в марте этого года группировки объявили о слиянии, к женщинам в них по-прежнему относятся по-разному.

В программе "Талибан (запрещена в РФ)а", контролировавшего почти всю территорию Афганистана в 1995-2001 года и первым из террористических организаций предпринявшего попытку строительства "исламского государства" женщины не играли особой роли в построении общества. Им было отказано в получении образования, все женские школы были закрыты, а роль самих женщин свелась к уготованной законами шариата обязанности следить за домашним хозяйством, воспитывать детей и ублажать своего мужа. Однако, несмотря на постоянный страх, они продолжали оставаться гражданами самопровозглашенного Исламского эмирата и обладали – при условии заступничества родственников-мужчин – определенными правами.

То, что сейчас происходит на Ближнем Востоке, разительно отличается от Афганистана ХХ века. Радикальные богословы вроде "халифа Исламского государства" Абу-Бакра Аль-Багдади намеренно уделяют повышенное внимание "женскому вопросу", будучи уверенными, что строят лучшее, справедливое общество "истинного ислама".

Наибольшими правами обладают женщины, добровольно примкнувшие к "Исламскому государству": они могут самостоятельно ходить за продуктами, водить машину и даже выкладывать свои фотографии в социальные сети. Однако и они вынуждены жить по законам военного времени. Согласно их собственным записям в "Твиттере" и "Фейсбуке (запрещена в РФ)" (запрещена в РФ), вновь прибывших джихадисток знакомят с их будущими мужьями в день их свадьбы. Сами свадьбы имеют массовый характер: на одной церемонии браком могут сочетаться до 50 пар. После этого женщины, часто даже не знающие арабского, с первого дня погружаются в семейную жизнь с малознакомыми боевиками.

Более уязвимой категорией являются женщины-мусульманки, не успевшие покинуть территории, захваченные "Исламским государством". Поскольку исламисты считают свой "халифат" единственно-верной формой государственного устройства, все, что было до них, объявляется искажением ислама, которое необходимо переделать в соответствии с законами шариата. Это дает боевикам широкие возможности по насильственной женитьбе на захваченных мусульманках, объявив их предыдущий брак недействительным. Вместе с девушками из западных стран они вынуждены начать новую жизнь с незнакомыми людьми, помимо всего прочего, занимаясь воспитанием своих детей в духе "истинного ислама". На практике это означает, что всех детей с младенчества тренируют обращаться с оружием, называя их "львятами халифата". Освоить мастерство стрельбы вынуждены и женщины, которых командиры "Исламского государства" в случае необходимости без колебаний бросают в бой.

Но самая незавидная судьба ждет тех, кто до прихода "Исламского государства" исповедовал другую религию или членов семей тех, кого исламисты признали предателями. Они незамедлительно обращаются в рабство, превращаясь в собственность в прямом смысле этого слова. Их продают и покупают, часто через интернет, их заставляют выполнять самую грязную и тяжелую работу и насилуют: богословы "Исламского государства" уже давно объявили изнасилование и порабощение соответствующими законам шариата.

Боевики "Боко харам", в марте присягнувшие на верность "Исламскому государству", используют те же методы, однако благодаря своей меньшей организованности и отсутствию единой территории, находящейся под их контролем, их методы значительно отличаются от ближневосточных. Во-первых, разнятся их способы порабощения: если пленниками и рабами "Исламского государства", как правило, становятся жители захваченных поселений, то боевики "Боко харам" не брезгуют и налетами на неподконтрольные им города и деревни, где попросту похищают женское население.

Самое известное похищение произошло в апреле прошлого года, когда из города Чибок было похищено почти 300 школьниц, 219 из которых остаются пропавшими без вести. Однако это лишь малая часть — за прошедший год в плену у "Боко харам" оказалось более 2 тысяч женщин и девочек. Как и в "Исламском государстве" их насилуют, заставляют выходить замуж за боевиков, готовить им еду и подносить патроны на поле боя. Однако разница все же есть.

Если "Исламское государство" все-таки привязано к определенной территории и воспринимает попавших в плен женщин и девушек как граждан нового государства, которых нужно использовать с максимальной пользой, то "Боко харам", скорее, можно сравнить с ордой кочевников, для которых захваченные в плен женщины – не более чем расходный материал. Поскольку боевики уверены, что всегда можно захватить новых женщин, цена их жизни намного меньше: их заставляют рыть траншеи под пулями, используют в качестве живых щитов и террористов-смертниц. Наиболее уязвимыми являются маленькие девочки – в январе на рынке в городе Майдагури взорвалась девятилетняя смертница, а в феврале взрыв прогремел в городе Потискум – осуществившей его смертнице было всего семь.