Быстрицкий: "Шелковый путь" не несет в себе антиамериканского заряда

Проект экономического пояса нового Шелкового пути обсуждают представители России, Китая, Ирана, Казахстана, Турции и Европы в Астане. По прогнозам, за пять лет объем грузоперевозок между Китаем и Европой по этому историческому маршруту увеличится до 170 миллионов тонн.

Проект экономического пояса нового Шелкового пути обсуждают представители России, Китая, Ирана, Казахстана, Турции и Европы в Астане. По прогнозам, за пять лет объем грузоперевозок между Китаем и Европой по этому историческому маршруту увеличится до 170 миллионов тонн. Но надо понять, где точно он пройдет и как отстоять интересы всего Евразийского союза. Андрей Быстрицкий, председатель Совета фонда международного дискуссионного клуба "Валдай", организовывал это мероприятие в Астане.

- Андрей Георгиевич, интерес китайцев к своему проекту "Шелковый путь" очевиден. Интерес европейцев к доступу к китайскому рынку тоже очевиден. Не отводится ли вам здесь второстепенная роль: ребята, коли вы между теми и другими, давайте вовлекайтесь?

- Есть очень хорошее выражение: "кто не живет по своему плану, будет жить по чужому". В этом смысле не только дело в китайской инициативе. Она — лишь существенный повод для того, чтобы об этом поговорить и задуматься. Конечно же, для России, на взгляд, очень важно выработать свою позицию по этому вопросу, определиться со своей стратегией, задуматься о том, что следует делать. Когда это обсуждалось, я вспомнил эпизод из романа Андрея Белого "Петербург". Белый очень много размышлял о судьбах Азии, Евразии, и роман "Петербург" пронизан разного рода темами. Написан он, кстати говоря, сто лет тому назад. В этом романе один из героев спрашивает: " Петербург — это то место, где встречается Запад и Восток?" "Нет, — отвечает Андрей Белый. — То место, где встретятся Запад и Восток, будет центром мира". Мне кажется, что евразийская инициатива, то, как бурно развивается Казахстан, какой интерес к этому проекту и вообще к этому региону и развитию там проявляют Иран, Турция и многие другие страны, свидетельствует о том, что вопрос стоит достаточно остро и актуально.

- Господин де Вильпен, рассуждая о судьбах этого региона, упомянут тот факт, что позиция Соединенных Штатов там не такая сильная, как в других частях света, наверное, предполагая, что по этой причине работать может быть проще и слаженнее. Как вам кажется, эта история с китайским "Шелковым путем", китайско-европейским мостом через Евразийский союз, через Россию, несет в себе какой-то антиамериканский заряд?

- Мне кажется, она несет не антиамериканский заряд, а заряд самостоятельный. Дело не в том, чтобы кому-то противостоять, а в том, чтобы развивать свои собственные планы и идти к тому будущему, которого ты хочешь. Конечно же, весь мир построен на конкуренции. Естественно, это не может не касаться интересов такой страны, как Соединенные Штаты Америки. Но направленность этого проекта, она "за", а не "против". Природа этого проекта, сотрудничество и взаимодействие — в создании собственного пространства, которое никому не угрожает, но тем не менее движется и движимо собственными силами и планами.