"Золотые маски" обрели своих лауреатов


фото: Russian Look

В Москве объявлены лауреаты театральной премии "Золотая маска". На суд жюри были представлены все виды и жанры сценического искусства – от оперы и балета до театра кукол. Только основных номинаций, не считая почетных, было 34, а число номинантов – более 200.

В Москве объявлены лауреаты театральной премии "Золотая маска". На суд жюри были представлены все виды и жанры сценического искусства — от оперы и балета до театра кукол. Только основных номинаций, не считая почетных, было 34, а число номинантов — более 200.

В списке номинантов "Золотой маски" региональные театры соседствовали с крупными федеральными площадками и громкими именами. Более 600 спектаклей отсмотрели эксперты, чтобы XXI "Золотая маска" обрела своих лауреатов во всех видах сценического искусства.

Церемония началась с минорной ноты: гости Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко почтили минутой молчания память ушедших актеров Виктора Коршунова и Ефима Байковского. Но, теряя поколение заслуженных артистов, театр все же живет и ищет ответы на вопросы времени.

Генеральный директор фестиваля "Золотая маска" Мария Ревякина подчеркнула: "У театра никогда нет готовых рецептов для решения важнейших проблем, которые возникают в обществе, но театр все-таки заостряет их восприятие, показывает альтернативы, подчас, утопии, стимулирует дискуссию и осмысление в идеальном варианте всех этих проблем без судебных разбирательств, без табу и без погромов".

Для любого актера "Золотая маска" — награда долгожданная и, в то же время, неожиданная. Смущенной выглядит Ксения Орлова, лучшая драматическая актриса, отмеченная за роль в моноспектакле "Возмездие 12" по поэме Блока. "Золотую маску" прижимает к себе Игорь Миркурбанов — Федор Карамазов в спектакле МХТ имени Чехова. "Я был одним из десяти. Думать – думал, но, чтобы не расстраиваться, уговаривал себя, что этого не случится", — признается он.

Пять "Золотых масок" — у оперы "Королева индейцев" Пермского театра оперы и балета. Удостоен награды режиссер Питер Селларс, дирижер Теодор Курентзис, исполнительница женской роли Надежда Кучер.

Балет Большого театра "Укрощение строптивой" получил три "Золотых маски". Когда Екатерина Крысанова благодарила со сцены своего партнера Владислава Лантрантова, она еще не знала, что этот вечер станет для постановки триумфальным — работа французского хореографа Жана-Кристофа Майо названа лучшей в номинации "Балет".

Мюзиклу "Чаплин" Театра музыкальной комедии Санкт-Петербурга присуждены "Золотые маски" за сам спектакль, женскую и мужскую роли.

Овациями встречают лауреатов особых "Золотых масок". В их числе в этом году балерина Майя Плисецкая (к сожалению, она не смогла приехать на церемонию), актер Армен Джигарханян, немецкий режиссер Петер Штайн, известный в России по постановкам "Вишневого сада", "Орестеи", "Гамлета".

По традиции, денежного приза у "Золотой маски" нет — лишь диплом, памятный знак, признание публики и профессионального жюри. Председатель коллегии по музыкальному театру Андрейс Жагарс в выборе экспертов уверен, как и в том, что эти постановки обретут новую публику. "Иногда в мире говорят, что новые формы, IT и новые технологии все закроют, опера станет не важна. Но я думаю, что все-таки этот жанр будет долго жить. Это очень важно для общества и культурного процесса", — уверен он.

В мае номинанты и лауреаты "Золотой маски-2015" отправятся на гастроли — нести искусство своему зрителю.