После драки кулаками не машут: Норвегия не имеет права запрещать посещение Шпицбергена

Самолет с Дмитрием Рогозиным на борту совершил техническую остановку на острове Шпицберген. В Осло посчитали, что тем самым вице-премьер, вопреки запрету, посетил территорию Норвегии. В МИД РФ напомнили: у арктического острова особый статус, и запрещать визиты сюда Норвегия не имеет права.

Российский вице-премьер Дмитрий Рогозин оказался главным героем всех норвежских новостей. А все из-за того, что самолет с заместителем главы правительства на борту совершил техническую остановку на острове Шпицберген. Тем самым Рогозин, вопреки запрету, посетил территорию Норвегии, посчитали в Осло. В российском МИД повода для протеста не видят. У арктического острова особый статус, и запрещать визиты сюда Норвегия не имеет права. А сам Рогозин ответил возмущенному Осло так: после драки кулаками не машут.

Остановка российского самолета в терминале Свальбард (как его называют норвежцы) длилась не больше часа. Пассажиры покинули Boeing, пересели в Ан, способный садится на дрейфующий лед, и улетели. Конечной точкой маршрута была арктическая станция "Северный полюс-2015". Но как раз этот час на Шпицбергене и стал причиной дипломатического скандала.

В Норвегии с этого события даже начинали выпуски новостей: "Между Норвегией и Россией возможен кризис. Дмитрий Рогозин без официального разрешения посетил архипелаг Шпицберген".

"Мы уже дали России четко понять, что посещение Шпицбергена фигурантами черного санкционного списка крайне нежелательно. Мы сожалеем, что Рогозин посетил Шпицберген", — заявил министр иностранных дел Норвегии Берге Бренде.

На борту того самого самолета действительно был российский вице-премьер. Руководитель государственной комиссии по развитию Арктики, собственно, в Арктику и держал путь. Остановка на Шпицбергене — это не просто стандартная процедура, а требование безопасности. Не пустить российского вице-премьера, как и любого другого гражданина России на полярный архипелаг, у Норвегии нет никаких полномочий. На Шпицбергене нет даже паспортного контроля, тем более для россиян.

"Введя против наших должностных лиц незаконные дискриминационные меры, норвежцы еще возмущаются, что самолет совершил техническую посадку с человеком, который и так имеет право находиться на Шпицбергене без разрешения", — удивляется депутат Госдумы РФ Вячеслав Никонов.

Формальным поводом придраться к Рогозину стали, естественно, санкции. Корреспондент главного норвежского телеканала, стоя рядом с тем самым самолетом, демонстрирует фотографию вице-премьера России так, как если бы тот был преступником и от кого-то скрывался. С марта прошлого года Рогозин действительно числится в невъездных списках Евросоюза. Норвегия, не являясь членом ЕС, к пакету антироссийских санкций тоже присоединилась. Но присоединить к ним архипелаг у Осло нет никаких полномочий.

"Никаких правовых оснований для предъявления России претензий в связи с визитом вице-премьера Дмитрия Рогозина на Шпицберген нет. Реакция Осло на эту поездку вызывает недоумение. Она необъяснима и абсурдна с точки зрения международного права", — подчеркивает официальный представитель МИД России Александр Лукашевич.

Шпицберген, расположенный в Северном Ледовитом океане, живет вовсе не по норвежским законам. Архипелаг был передан под суверенитет скандинавского королевства после первой мировой войны при одном лишь условии: сохранения за ним особо международного статуса. Шпицбергенский документ, подписанный в 1920 году, закрепил не только норвежскую юрисдикцию, но и равные права на ресурсы всех стран-участников договора. Их 39, в том числе, и Россия.

Устроив истерику, Осло грубейшим образом нарушает третью статью документа: "Граждане всех высоких договаривающихся сторон будут иметь одинаковый свободный доступ для любой цели и задачи в воды, фиорды и порты местностей, указанных в статье первой, и право остановки в них; они могут заниматься в них без каких-либо препятствий судоходными, промышленными, горными и торговыми операциями на условиях полного равенства".

Экономическое присутствие на Шпицбергене на сегодняшний день поддерживают только Норвегия и Россия. На острове Западный Шпицберген есть российский населенный пункт Баренцбург и законсервированные поселки Пирамида и Грумант. Так что претензии Норвегии выглядят просто нелепо.

"Мы вынесем на повестку дня вопрос об ужесточении условий въезда на территорию страны лиц, внесенных в черный список. Это касается и Шпицбергена", — заявил глава МИД Норвегии Берге Бренде.

Заявление министра иностранных дел, которое звучит как угроза, полностью противоречит международному праву.

Сам Рогозин, улетев со Шпицбергена, ему заочно ответил: "После драки кулаками не машут".