"Прикасаемые": Театр Наций поставил спектакль на кончиках пальцев

В Театре Наций – премьера уникального спектакля – "Прикасаемые". Впервые на сцену вышли актеры, которые не слышат и не видят. Для них прикосновение – единственный способ общения. Сама постановка основана на историях из жизни этих людей.

В Театре Наций — премьера уникального спектакля — "Прикасаемые". Впервые на сцену вышли актеры, которые не слышат и не видят. Для них прикосновение — единственный способ общения. Сама постановка основана на историях из жизни этих людей.

Сюрприз! Теперь Вера Лыженкова может открыть глаза. Только вот что в коробке, она так и не увидит. Недавно лишилась зрения. Слуха нет с самого детства. Открытая, общительная женщина легко соглашается на интервью. Вопросы слушает прикосновениями. Отвечает – языком жестов.

"Родители вырастили меня в специализированном детском саду, потом отправили в школу, — рассказывает Вера. — Работала в конструкторском бюро. Постепенно появилась семья, двое детей – слышащих. Потом зрение начало постепенно ухудшаться. Я стала избегать общения с друзьями – стеснялась. Потому что мы не можем понять друг друга".

Из таких интервью дактилем – пальцевой азбукой – драматург Марина Крапивина написала пьесу, а режиссер Руслан Маликов поставил спектакль "Прикасаемые".

- Но как ни тяжелы были первые годы моей жизни, они все же были моим золотым детством до того дня, когда я заболела…

Ингеборга Дапкунайте – продюсер проекта – и актеры Театра Наций зачитывают реальные истории – за тех, кто не может говорить. 7 слепоглухих актеров играют самих себя: панику, когда теряешь зрение и слух, непонимание близких, социальную изоляцию, уход в себя и постепенное возвращение к жизни.

"Изначально была задача привлечь внимание зрячеслышащих к этой проблеме, потому что слепоглухие в этом "варятся", — рассказывает Руслан Маликов.

Эффектная женщина с фиолетовыми волосами – психолог и поэтесса Ирина Поволоцкая. Она могла бы стать художником, но в институте постигло несчастье — отслойка сетчатки. С депрессией помог справиться муж, стал ее глазами и ушами. Потом, рассказывает, освоила клавиатуру и дисплей Брайля и смогла общаться по Интернету. Ведет странички в соцсетях, одна из свежих записей – "В жизни всегда есть место смыслу".

Таких "прикасаемых" в России официально полторы тысячи человек, неофициально – в 10 раз больше. Но только 160 из них – работают. Как Алексей Горелов – фрезеровщиком. Также уверенно, как сейчас по сцене, он каждый день идет по улицам и ездит в метро.

"Мы очень часто идем по улице, кого-то сбиваем, кого-то можем ударить. То есть мы не обращаем внимания на то, что существуют другие люди... Так вот они достаточно корректны по отношению к нам", — говорит режиссер по пластике Евгений Кулагин.

Они двигаются аккуратно и неспешно – ощупывают поверхность под ногами, ее сделали разной фактуры, мягко прикасаются к лицам зрячих актеров – их дыхание служит сигналом к действиям. Режиссер по пластике Евгений Кулагин учил слепоглухих ориентироваться по запахам – декорации специально "надушили".

А в итоге, говорит Евгений Кулагин, сам научился общаться через прикосновения. Это не сложно – достаточно взять руку коллеги в свою и написать буквы на ладони. Сразу понимаешь, как зачастую зрячие ограничивают себя в общении: ведь крепкое рукопожатие может сказать больше, чем брошенное на бегу "Привет".

Посмотреть этот спектакль могут не только те, кто видит и слышит. Для глухих зрителей предусмотрели специальные титры. А для слепых – сделали аудиокомментарии и программку продублировали шрифтом Брайля.

К сожалению, "прикасаемые" зрители посмотреть постановку пока не могут. Разве что в пересказе…