С президента Аргентины сняли все обвинения


фото EPA

Аргентинская прокуратура сняла обвинения с президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер. Ее обвиняли в противодействии следствию и укрывательстве виновников теракта в Буэнос-Айресе 1994 года, унесшем жизни 85 человек. Особый интерес к делу возник после убийства прокурора Альберта Нисмана.

Прокуратура сняла все обвинения с президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер. Президента подозревали в противодействию следственным действиям и укрывательстве виновников теракта в Еврейском культурном центре Буэнос-Айреса в 1994 году, в котором погибли 85 человек. Таким образом, в деле двадцатилетней давности, наконец, поставлена точка.

Расследование в отношении Киршнер велось в три этапа. На протяжении долгих лет его вел прокурор Альберто Нисман. В ходе расследования он неоднократно выступал по телевидению и давал интервью, в которых утверждал, что организаторам теракта удалось скрыться от правосудия благодаря Кристине Киршнер, которая в то время была депутатом парламента. По мнению прокурора, благодаря действиям Киршнер иранские дипломаты, непосредственно причастные к финансированию и организации теракта, смогли беспрепятственно покинуть страну, а взамен аргентинскому правительству удалось подписать с Ираном выгодную сделку о поставке нефтепродуктов.

За несколько часов до своего визита в суд, где Нисман должен был продемонстрировать доказательства вины Киршнер, прокурор был найден убитым в собственной квартире. Первоначальная версия о самоубийстве не подтвердилась – на пальцах Нисмана не было обнаружено следов пороха, а позднее в ходе обыска в его квартире был обнаружен черновик ордера на арест Киршнер. Смерть Нисмана шокировала аргентинское общества, спровоцировав многотысячные акции протеста в Буэнос-Айресе и других городах.

Сама Киршнер в ходе расследования вела себя довольно непоследовательно. Изначально она заявила, что прокурор покончил с собой, однако впоследствии отказалась от своих слов. В итоге в убийстве был обвинен бывший директор службы внешней разведки Антонио Стиузо, который незадолго до этого бежал, и с тех пор его местоположение неизвестно.

После смерти Нисмана все его документы перешли к прокурору Хавьеру де Люка, которому и предстояло доказать вину Киршнер. Однако этого не произошло — в конце февраля суд отказался открывать против президента дело, объяснив это несостоятельностью доказательств, собранных Нисманом. Теоретически у де Люка была возможность подать апелляцию, однако он ей не воспользовался, объяснив это отсутствием в действиях президента преступной составляющей или намерений. Таким образом, теперь ничто не мешает Кристине Киршнер спокойно досидеть до президентских выборов, которые состоятся в октябре этого года. Согласно конституции Аргентины, она не может баллотироваться на третий срок.