Президента Монголии не смогли уговорить не ехать на Парад Победы в Москву

9 мая в Москве не будет премьер-министра побежденной в 1945 году Японии – отказался – но будет президент страны-победительницы Монголии. При этом Монголия будет представлена на Красной площади и президентом, и военными.

9 мая в Москве не будет премьер-министра побежденной в 1945 году Японии — отказался — но будет президент страны-победительницы Монголии. При этом Монголия будет представлена на Красной площади и президентом, и военными.

Монголия — это прежде всего фантастическое небо. Но и на земле здесь — чудеса. Например, в степи стоят обыкновенные юрты, но теперь к ним полагаются солнечные батареи. В юртах на своих компьютерах дети кочевников смотрят нашего "Лунтика".

В монгольской столице — потребительский бум. Под строгим взором Чингисхана — очень современная молодежь. А рядом с покрытыми патиной истории буддийскими храмами — новенькие небоскребы из блестящего стекла и бетона.

"Коктейль" из примет разных эпох — невероятное производство в Улан-Баторе.

Хранилище древних манускриптов и фолиантов — вот где встречу "Вестям в субботу" назначил президент этой страны Цахиагийн Элбэгдорж. "Великая нация имеет великую культуру. Мы относимся к нашим культурам очень бережно, сохраняем", — подчеркнул глава Монголии.

Тибетские письмена — золотом по серебру. Так же священно для монголов и все, что связано со Второй мировой.

"Я — гражданин Монголии. Будучи студентом московского вуза, я вступил в ряды народного ополчения. От нашего института ушли на фронт 850 человек. Мы не предупредили ни вуз, ни посольство", — вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Цэнд Алтангэрэл.

Хайнзан Ганбат — первый монгольский художник-баталист. В центре его творчества — опять Великая Отечественная война.

У стоящего в Улан-Баторе памятника Георгию Жукову. "Жуков не только российский, но и монгольский герой. Он до сих пор популярен у нашего народа как человек, оказавший нам помощь в войне с Японией. Мы его помним. И наши дети будут помнить", — говорят жители Улан-Батора.

Правда, ошеломляюще? Откуда все это? Для начала обратимся еще раз к президенту, который по убеждениям — демократ.

– Почему вы для себя решили, что непременно должны быть в Москве 9 мая?

– Это наша общая победа. Монголия была единственным азиатским союзником России во время Великой Отечественной войны. Я закончил военное училище. У меня — военное воспитание.

- Видно. Вы даже сидите и спину держите как военный.

- Да. Поэтому для меня великая честь поехать в Россию.

- Для вас само собой разумеющееся ехать в Москву 9 мая. А некоторые ваши коллеги-президенты, премьер-министры сказали, что не поедут в Москву, учитывая нынешнюю политическую конъюнктуру. Как вы относитесь к этому?

- Это их дело. И есть наше право, куда поехать, с кем встречаться и с кем праздновать.

- Если не секрет, не выходили на вас представители других держав, не советовали не ехать в Москву?

- Нет, никто.

- То есть монголам бесполезно говорить не ехать?

- Да, они знают это.

Почему монголов бесполезно отговаривать от поездки в Москву? Окунемся в историю. Для начала вглядимся в фотографии тогда еще не Улан-Батора, а Урги начала ХХ века. Тогда это была окраина. И ей предстояла радикальная трансформация.

В советские годы кто-то в шутку, а кто-то всерьез говорил, что Монголии нужно совершить рывок из феодализма сразу в социализм. Но, как показывает потребительский бум нынешних лет, в Улан-Баторе все-таки капитализм. Это не лишний эпизод в истории. Что же происходило в Монголии, в 30-40 годы ХХ столетия?

На кадрах хроники — невероятная революция, которая происходила в Монголии в культуре быта и производства, в коммуникациях, в печатном деле, во всем, стоило стране сблизиться с Россией и приступить к схожим с нашими социальным экспериментам. Так ли уж нужно все это было монголам? В монгольском обществе на этот счет, конечно же, бытуют споры, особенно на фоне того, что вся эта модернизация сопровождалась и репрессиями, настолько родственной и подотчетной сталинской была власть Верховного монгольского коммунистического правителя Чойболсана.

В 1939 году на Халхин-Голе Монголия подверглась агрессии со стороны Японии, которая уже подмяла под себя соседний Китай, Маньчжурию. Вот тогда-то и сработал заключенный еще в 1936-м советско-монгольский военный договор. Вот почему в Улан-Баторе – музей Жукова, который в Монголии открылся еще тогда, когда в Союзе имя Георгия Константиновича было принято не то чтобы умалчивать, но и не выпячивать. С началом Великой Отечественной у монголов ни на секунду не было сомнений, с кем они.

"В случае нападения на одну из сторон дружественная сторона, заключившая данный договор, будет защищать границы дружественной страны так же, как и свои собственные", — отметила Лхамсурэн Ундармаа, сотрудница музея Г.К. Жукова и Монгольского военного музея.

- Гитлеровская Германия и Монголия — это расстояние в 8 тысяч километров. Почему монголы, живущие далеко в Азии, решили при нападении Гитлера на Советский Союз быть с Советским Союзом?

- Мы же соседи, — отметил Цахиагийн Элбэгдорж. Если беда в соседнем доме, в соседней стране, мы должны помогать друг другу. Все резервные дивизии под Москвой были обмундированы полушубками, валенками.

- Из Монголии?

- Да, полностью.

Средства, собранные монгольскими айратами и рабочими, позволили отправить на фронт и целую танковую колонну, и самолеты. А еще из Монголии шел вольфрам и, конечно, кони. Всего Красная Армия получила из Монголии полмиллиона невысоких, но очень выносливых монгольских лошадей, которые дошли до Берлина. Для монгольских кочевников это — семейная мантра. "Историю мы знаем. Наших лошадей отправляли на фронт. Люди делали это добровольно. Это считалось честью — помочь солдатам. Если бы вдруг такая ситуация повторилась, мы бы поступили точно так же", — сказал один из кочевников.

Последняя из открытых в войну фабрик по переработке шерсти готовится к закрытию. Работать по старым технологиям осталось всего две недели. Монголы героически работали на Победу в нечеловеческих условиях в несколько смен.

На фронтах Великой Отечественной вместе со своими советскими братьями воевали и граждане Монголии. "Мы дружно жили. Хлеб делили, паек делили, американские консервы делили", — рассказал Цэнд Алтангэрэл.

Но впереди была и летняя кампания 1945 года против Японии.

– Оказывается, все взрослое мужское население Монголии участвовало в этом походе вместе с советской армией. Это действительно было так?

- Да, почти каждый монгол, – сказал Цахиагийн Элбэгдорж.

"В тот период население Монголии было небольшим — около 800 тысяч человек. Но Монголия, верная своему союзническому долгу, а именно протоколу, заключенному в 1936 году о взаимопомощи, подставила под ружье 21 тысячу человек, — пояснила Лхамсурэн Ундармаа. – Для народа, который такой малочисленный, это большое количество. Об этом должны все в мире знать".

Вместе с советскими солдатами монголы дошли тогда до Харбина. А потом были еще четыре с лишним десятилетия по сути общей жизни, где совпадения были даже в деталях. Монголы действительно нас очень хорошо знают и переживают.

"Благодаря телевизору мы следим за новостями. Недавно в степи был пожар. Мы очень беспокоимся, как бы по сухой траве он не дошел сюда. И про пожары в российском Забайкалье знаем. Если бы могли, то сами бы поехали помочь с тушением. Будем надеяться, что пройдут дожди", — говорят местные жители.

За плечами у президента Монголии только в прошлом году — пять встреч с президентом России. Не так давно прошел и первый в истории трехсторонний саммит Монголия — Россия — Китай. В Улан-Баторе всячески позиционируют свою страну как коридор, по которому из России в Китай могут пойти и новые ЛЭП, и расширенная железная дорога, и газопровод. Все это — предмет переговоров. Но есть и совсем очевидные вещи.

"Мы можем поставлять мясо, хорошие качественные продукты в Сибирь. Зачем из Австралии везти мясо или из Новой Зеландии? — подчеркнул Цахиагийн Элбэгдорж. – Мы можем поставлять продукцию из кашемира, не уступающую по качеству итальянской. Также с прошлого года у нас существует безвизовый режим."

- Это очень удобно.

- Да. Много людей из России приезжают к нам, привозят ваши товары, а мы привозим свои.

– Увеличилась ли торговля мясом с тех пор, как Россия ввела антисанкции против Европейского Союза и Соединенных Штатов? Поставок из Монголии стало больше?

– Мы хотим увеличить. Думаю, это получится.