Депутаты предлагают ввести противоугонную маркировку автомобилей

Стоимость покупки не должна превышать 350 тысяч рублей
В России могут сделать обязательной противоугонную маркировку автомобилей. Соответствующий законопроект внес на рассмотрение Госдумы председатель думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев. Эксплуатацию автомобилей без спецмаркировки в законопроекте предлагается запретить с 1 января 2012 года.

В России могут сделать обязательной противоугонную маркировку автомобилей. Соответствующий законопроект внес на рассмотрение Госдумы председатель думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев. Эксплуатацию автомобилей без спецмаркировки в законопроекте предлагается запретить с 1 января 2012 года. До этой даты ее нанесение будет добровольным. Пока в законопроекте предлагается возложить обязанность по маркировке на самих автолюбителей, однако, ожидая, что такое предложение будет непопулярным, не исключено, что оплачивать маркировку придется страховыми компаниям.

Пресловутая маркировка автомобилей - это некие цифры, которые наносятся на поверхность машины специальным составом в виде точек. Такая надпись не горит и не стирается, и, что немаловажно, она наносится именно краской, а не выбивается. То есть перебить ее нельзя.

По словам автора законопроекта, депутата Госдумы Сергея Шишкарева, введение системы маркировки позволит сократить количество автоугонов наполовину, а то и больше. Например, вы покупаете машину у дилера, он, кстати, сам должен озаботиться маркировкой своего товара, после чего ваши данные вносят в специальную базу. "Как только машина попадает в любое место, где она может быть досмотрена - при постановке на учет, при прохождении техосмотра, при выборочной проверке на дорогах, то помимо номера VIN, существующего на сегодня, который очень часто и качественно перебивают, будет такая возможность проверить это все с помощью достаточно простого оборудования, занести эти уникальные цифра, назовем это пин-код, в базу данных на компьютере и получить в течение нескольких секунд получать распечатку - машина в угоне или нет", - поясняет Шишкарев.

Кстати, внешне маркировка заметна не будет, считать ее можно только с помощью специального технического оборудования. Нанесением знаков займутся специальные фирмы. Помимо маркировки автомобилей они также должны будут оповещать госорганы о каждом "помеченном" транспортном средстве в течение 10 дней.

Также предполагается создание единого госреестра маркированных автомобилей. Под обязательное кодирование не подпадает транспорт со скоростью не более 20 километров в час, военные машины, воздушные и морские суда, поезда, автобусы и электрички, а также авто, зарегистрированные на территориях иностранных государств и временно находящиеся в России.

"Кодировать" новые или еще непроданные автомобили будут автопроизводители и дилеры еще до передачи их по договору. Маркировать уже купленные авто предлагается самим владельцам. Но, учитывая предполагаемую непопулярность этого, авторы документа рассматривают и страховые компании в качестве тех, кто оплатит маркировку автомобилей. Однако, по словам первого заместителя генерального директора "Росгосстраха" Дмитрия Маркарова, обязать страховщиков это делать по закону невозможно. "Работа о сохранности своего имущества всегда лежит на самом владельце этого имущества, и Гражданский кодекс по-другому это дело не рассматривает, - рассказывает он. - Обязать, например, страховать свое имущество нельзя. Точно также как нельзя заставить какую-то услугу сделать обязательной".

Есть и откровенные противники данного законопроекта. По словам заместителя главного редактора журнала "За рулем" Вячеслава Субботина, проблему угонов таким образом не решить. А чтобы действительно снизить количество угонов, нужно усилить ответственность за это. Причем это касается не только самих угонщиков, но и тех людей в погонах, которые помогают из краденой машины сделать легальную.

"Было это, проходили это уже, и компании предлагали такие услуги, - говорит Вячеслав Субботин. – Ну, и что вы думаете, это снизило количество угонов? Отнюдь. Бороться с угонами нужно с другого конца. Сейчас мало угоняют автомобили, чтобы разобрать на запчасти. Их угоняют затем, чтобы так вот целиком и продать. Даже номера ни двигателей, ни кузовов никто не перебивает. Переделывают документы. Так вот здесь надо бороться. Тот, кто переделывает документы, регистрирует их, проводит эти машины по всевозможным пикетам ГАИ - вот, где кроется основа. Вот там и нужно копать - в органах, которые регистрируют эти машины".

Документ пока только внесен на рассмотрение в Госдумы. Если его примут, то уже через три года ездить на некодированных автомобилях будет нельзя (штраф - 1000 рублей).