От Донбасса до Ломбардии: мир скорбит вместе с Одессой

Более тысячи человек собрались в Леонтьевском переулке в Москве у здания украинского посольства. Здесь — цветы, свечи, фотографии... Люди не могли сдержать слез. Собравшиеся читали отрывки из "Окаянных дней" Ивана Бунина, и каждый желающий мог выразить соболезнования родным и близким погибших.

Более тысячи человек собрались в Леонтьевском переулке в Москве у здания украинского посольства. Здесь — цветы, свечи, фотографии... Люди не могли сдержать слез. Собравшиеся читали отрывки из "Окаянных дней" Ивана Бунина, и каждый желающий мог выразить соболезнования родным и близким погибших. В завершение мальчик, чья семья была вынуждена покинуть Краматорск из-за военных действий, пробил в колокол 48 раз — по числу погибших в Доме профсоюзов. Почти во всех храмах страны отслужили панихиды по жертвам одесской трагедии.

48 портретов счастливых, улыбающихся людей, совсем юных и совсем седых, и только дата смерти — одна на всех — 2 мая 2014 года. Жертв одесской трагедии вспоминает сегодня весь мир.

В Екатеринбурге колонна останавливается у стен американского консульства. Слез не скрывает никто. У каждого на груди — символ памяти — Георгиевская лента.

"Я рада, что в России могу носить Георгиевскую ленту свободно, с достоинством и меня никто не унизит, потому что я с Украины", — говорит одна из женщин.

Из американского диппредставительства к собравшимся никто не выходит, на возложенные цветы и зажженные свечи сотрудники только поглядывают из окон. Портреты погибших кладут прямо на асфальте, чтобы никто и никогда не отворачивался от правды.

От Одессы и Севастополя — 300 километров. В голубое небо взмывают черные воздушные шары — Крым скорбит. Сотни людей память погибших почтили минутой молчания. Цветы ложатся к стеле "Горой-герой Одесса" на аллее Городов-героев.

Алые гвоздики и Георгиевские ленты — в Омске, в парке Победы. Тихая акция, но сегодня — два слова — "Мы помним", важнее любых громких речей.

Белый голубь в языках пламени — в шеститысячном городке Чериано-Лагетто открывают первый в мире памятник одесской трагедии. На той самой площади, которая в феврале наделала много шуму, когда городской Совет постановил назвать ее площадью мучеников Одессы. Так итальянцы увековечили память о 30 тысячах евреев, уничтоженных в Одессе нацистами в 1941-м и 48 заживо сгоревших год назад.

"Мы убеждены, что делаем очень важную и правильную вещь. Конечно, в начале, как всегда, нам пытались мешать, но мы не испугались. Мы — здесь, чтобы не забывали то, что случилось в Одессе во время Второй мировой и в 2014-м. Ненависть, варварство и жестокость — в самом сердце Европы. Такие ошибки не должны повториться. В Чериано-Лагетто живут люди, которые не станут делать вид, что год назад в Одессе ничего не случилось. Мы — за правду, пусть и жестокую. И мы всегда будем на ее стороне", — заявил Данте Каттанео, мэр Чериано-Лагетто.

Деньги на памятник жертвовали итальянцы, чьи сердца обожгла трагедия. На севере Апеннин есть маленький город, где на крошечной площади соединились две Одессы с разницей в 73 года.

Улица Одессы в Париже существует еще с 1881 года, и по ней к украинскому посольству сотни людей под дождем проходят траурной колонной. Громкие воззвания к миру из центра французской столицы адресованы Киеву: "Порошенко, хватит!"

А в Лондоне — десятки людей с антифашистскими лозунгами и плакатами с фотографиями погибших и надписями: "Вот вам улики. Когда будет расследование?" Британцы требуют не закрывать глаза на преступления, которые совершаются на Украине.

"События в Одессе были срежиссированны, и этот сценарий известен во всем мире. Фашизм поднимает голову. На следующей неделе мы будем отмечать великий праздник — День Победы — но теперь выясняется, что Победа, одержанная 70 лет назад, не была последней. На наших глазах страшные силы возвращаются, фашизм на Украине набирает силу", – отметил Алекс Гордон, президент Британского железнодорожного, морского и транспортного профсоюза.

О трагедии в Одессе миру не рассказывали по телевизору, но год спустя в каждом уголке планеты вспоминают 48 замученных, сгоревших, задохнувшихся, задушенных, застреленных и до смерти забитых. На центральной площади Варшавы — фотографии объятого огнем Дома профсоюзов. Из ирландского Дублина раздаются призывы к независимому расследованию.

Акции памяти — в Тель-Авиве, Цюрихе, Касабланке... И даже в австралийском Сиднее под проливным дождем открылась выставка, правдиво рассказывающая о том, что случилось 2 мая 2014 года в некогда счастливом и солнечном городе на берегу Черного моря.