Сотовая связь подорожает на четверть

Для конкурентов "Вымпелкома" из "большой тройки" российских мобильных операторов наступило время раздумий. Поводом стало вчерашнее объявление владельца торговой марки "Билайн" о запланированном с 27 февраля повышении тарифов в ряде регионов, в том числе в обеих столицах на 25-100%.

Для конкурентов "Вымпелкома" из "большой тройки" российских мобильных операторов наступило время раздумий. Поводом стало вчерашнее объявление владельца торговой марки "Билайн" о запланированном с 27 февраля повышении тарифов в ряде регионов, в том числе в обеих столицах - Москве и Санкт-Петербурге, на 25-100%.

В частности, в московском регионе для абонентов тарифного плана "Область 2.0" (подразумевающего предоплатную систему расчетов) стоимость первой минуты разговора при нахождении в области составит четыре рубля вместо прежних двух. А, к примеру, для абонентов тарифного плана "Простые вещи" первые четыре минуты в течение дня на все местные номера будут стоить 7,01 рубль за минуту (ранее - 5,16 рубля).

В феврале все три оператора уже объявили о повышении тарифов на международный роуминг, объяснив это девальвацией рубля. Первым с 10 февраля повысил расценки на общение за рубежом "Мегафон", примерно на 25%. "Вымпелком" поднял планку с 17 февраля: в результате цена на входящий или исходящий звонок в европейской зоне увеличилась с 57 до 69 рублей, а азиатская зона "подорожала" с 79 до 99 рублей.

Представители МТС обещают конкретизировать новые ценовые параметры международного роуминга 21 февраля. Ранее же они сообщили о намерении повысить цены на бизнес-направлениях процентов на 25, одновременно уменьшив их на популярных среди российских туристов маршрутах. Например, по Греции, Финляндии, Египту, Таиланду дисконт может составить до 60%. Однако, далеко не факт, что действия операторов в отношении "домашних" тарифов будут столь же слаженными и однозначными.

В этой связи руководитель пресс-службы "Мегафона" Татьяна Зверева смогла озвучить Стране.Ru лишь переданное гендиректором компании Сергеем Солдатенковым для распространения следующее заявление: "В кризисной ситуации оператор старается сохранить лояльность своих клиентов, поэтому переводить тарифы в у. е. и повышать их мы не хотим".

Однако между словами "не хотим" и "не будем" есть принципиальная разница. Пока можно лишь гадать, как поступит тот же "Мегафон" или МТС - повысят тарифы или же, напротив, постараются удержать их на прежнем уровне, попутно попытавшись переманить к себе клиентов "Билайна". При принятии решения, очевидно, будут учтены, в том числе и обнародованные Росстатом в четверг данные по результатам января текущего года, в соответствии с которыми реальные доходы россиян уменьшились на 6,7%, в сравнении с январем прошлого года, и на 45,7% в сопоставлении с декабрем 2008-го. Кстати, по информации "Мегафон-Москва", в четвертом квартале 2008 года уже наметилось замедление прироста потребления.

В декабре свои расходы на звонки сократили 14% москвичей. По мнению аналитика ИК "Тройка Диалог" Евгения Голосного, повышение цен оставшимися двумя членами "большой тройки" - лишь вопрос времени. Впрочем, это время они, возможно, постараются потянуть с пользой для себя, попытавшись переманить у конкурента какую-то часть чувствительных к ценовым колебаниям клиентов. Но в любом случае, как заявил аналитик Стране.Ru, российские мобильные операторы будут вынуждены поднять и внутренние тарифы, поскольку сами они привыкли мыслить и составлять свои планы и отчеты в долларах, сохраняя рублевые тарифные показатели лишь для удобства потребителей услуг. А поскольку российский рубль уже подешевел на 30%, тарифы на мобильную связь по стране, очевидно, поднимутся на 25% и "это только начало", добавил Голосной.

Аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков высказал иную точку зрения. По его мнению, в ближайшие месяцы МТС и "Мегафон", вероятно, сохранят прежние тарифы, при этом активизировав рекламную компанию по привлечению новых клиентов, в том числе и за счет былых пользователей "Билайна", недовольных ростом тарифов. После чего, ко второму полугодию, наверное, и эти компании тоже несколько поднимут свои расценки, однако, не столь значительно, как "Вымпелком".

Последний, похоже, находится сегодня в более сложной ситуации, в частности, из-за большого объема валютной задолженности. Принятое руководством компании решение о повышении тарифов выглядит жестом отчаяния и представляется достаточно рискованным шагом в нынешней непростой ситуации, заключил Кочетков.

Если представитель ИК "Финам" окажется прав, наступит любопытный период, в ходе которого клиенты "Билайна" смогут лично проголосовать своим кошельком за или против повышения тарифов, высказав заодно свое отношение к распространенной в российской бизнес-сфере практике решения проблем за счет повышения цен.