Митрополит Климент: основы православия должны преподавать дипломированные педагоги

На уходящей неделе состоялись XVII Международные Рождественские образовательные чтения. В ходе них вновь остро обсуждался вопрос взаимодействия церкви и государства в плане школьного образования. Митрополит Калужский и Боровский Климент дал эксклюзивное интервью программе "Диалог" на канале "Вести".

На уходящей неделе состоялись XVII Международные Рождественские образовательные чтения. В ходе них вновь остро обсуждался вопрос взаимодействия церкви и государства в плане школьного образования.

Митрополит Калужский и Боровский Климент, второй кандидат в Патриархи всея Руси на последнем Поместном соборе, управляющий делами Московской Патриархии, председатель Комиссии Общественной палаты по сохранению духовного и культурного наследия, дал эксклюзивное интервью программе "Диалог" на российском информационном канале "Вести".

- Здравствуйте, Владыка.

- Добрый день.

- Владыка, как Вы оцениваете вот эти прошедшие Рождественские чтения? Чем они отличались от своих предшественников? Что Вы считаете главным их итогом?

- Вообще все Рождественские чтения идут в развитии. И последние пять Рождественских чтений они были полностью сосредоточены на вопросах образования. Это главная задача образовательных Рождественских чтений. В этот раз к нам приехало больше людей, которые вовлечены непосредственно в систему образования, не только церковную, но и светскую. Они знают проблемы, они знают потребности, они знают нужды образования. И скажу о том, что очень меня обрадовало. Я сначала думал, что будет какое-то там у нас противостояние – церковь одно предлагает, а представители светской школы, государственной школы будут говорить о другом. Но мы говорили, хотя по-разному выражались, но об одном.

- Владыка, как Вы оцениваете состояние диалогов в министерстве образования сейчас? Какие произошли существенные подвижки? И что еще предстоит сделать в будущем?

- Министерство образования с большим пониманием стало относиться. Если два-три года оно вообще, допустим, не воспринимало идеи преподавания основ православной культуры, то сейчас необходимость введения духовно-нравственного компонента в школьную систему образования они поддерживают. И большая заслуга в этом, мы видели, Общественной палаты. То, что Общественная палата на своем заседании рассмотрела этот вопрос полтора года назад и приняла решение. Также была рекомендация Министерства образования, что религиозный компонент должен присутствовать в системе светского образования. Православная вера вместе с той культурой, византийской культурой, которая была принесена на нашу землю, объединила весь народ. И здесь на основе той культуры, под воздействием веры, сформировалась наша страна. И при том, если возьмем то, что страна наша большая складывалась и развивалась она постепенно, можно сказать из разных народов она состоит. Но все народы составляли единое государство, единые страны, единый народ с единой культурой. Когда церковь предлагала введение основ православной культуры, нам говорили, что у нас живут люди, которые исповедуют разные религии, придерживаются разных мировоззрений, в том числе и неверующие люди. Тогда Святейший Патриарх Алексий предложил, чтобы была введена такая образовательная область – духовно-нравственная культура, в рамках которой образовательной области и преподавали основы православной культуры для тех регионов, для тех школ, где есть исповедующие ислам, основы исламской культуры. Для представителей других мировоззрений или религиозных убеждений, соответственно, основы своей культуры. Мы стали с министерством образования искать форму, как мы можем действовать. Важный стоял вопрос – найти формы взаимодействия, а не просто стоять на позиции – вводить основы православной культуры повсеместно. Мы знаем, у разных людей была разная реакция.

- Во многих странах преподаются основы религиозного вероучения по выбору родителей, по выбору учащихся. Христианского, мусульманского или этика, или какая-то замена для детей неверующих. Почему бы не пойти по такому пути?

- Наше предложение преподавать основы православной культуры возникло после того, когда министерство образования еще в 90-ые годы выступило с протестом, чтобы церковь не навязывала школе Закон Божий. Говорили, что школа отделена от церкви. И тогда выработался такой компромисс, еще при предыдущем министре образования, что будет культурологический предмет основ православной культуры. А так, это действительно, к примеру, я скажу и в Бельгии, и в Финляндии не только преподают религиозную культуру, религиозные предметы, но, к примеру, в Бельгии обязательно школа должна подготовить детей из католических семей к конфирмации. Но в настоящий момент не согласно министерство образования. Оно сейчас соглашается, чтобы ввести культурологические предметы, где знакомить молодое поколение с нашей религиозной культурой.

- Владыка, тут есть такая коллизия: перед началом занятий читается молитва. Православные дети молятся, крестятся, а мусульманские дети просто стоят. Вы не боитесь тут конфликта на этой почве?

- Я думаю, наоборот, конфликта не будет. И приведу пару примеров. До революции все дети получали религиозное образование. И не было религиозных войн в России. И другие примеры я приведу. Мы два года назад проводили в Калуге конкурс для детей-школьников, просили написать что-то о празднике Рождества Христова. И мы получали письма от детей из мусульманских семей, которые писали: "Я мусульманин, но я хочу участвовать в конкурсе, и мне нравится младенец Иисус".

- Я – человек православный. И мне было бы немножко не по себе, если бы мои дети присутствовали на мусульманской молитве каждую неделю. А здесь мусульманские дети вынуждены присутствовать с православными детьми на молитве перед началом занятий. Мне кажется, это немножко странно.

- Видите ли, если они живут в православной среде, дети стоят и молятся, они просто присутствуют. Их никто не заставляет молиться.

- Как создать учебник, чтобы это был учебник культуры, а не учебник основ вероучения? Вот это огромная проблема. Как мы ее собираемся решать?

- Сейчас написано очень много пособий по православной культуре. Более трехсот, по-моему. Почему их такое множество? По той причине, что министерство образования не сформировало программу, что должно быть в учебнике. Еще лет восемь назад было введено то, что можно преподавать основы православной культуры. А по какой программе? Как? Это не было формулировано. Поэтому каждый педагог или кто мог писать учебники, они и писали. Каждый по-своему понимал основы православной культуры. И многие, действительно, они заимствовали и основу положили Закон Божий. И просто изложили Закон Божий в понимании для школьника того или иного возраста. Здесь, я думаю, министерство образования должно выработать содержание учебного предмета основы православной культуры. Тогда это будет легче тем, кто пишет учебники, составить этот учебник. Что касается преподавания, иногда спрашивают: "Почему священники будут преподавать?" Если говорить откровенно, у нас священников не хватит. Это должны преподавать дипломированные педагоги, кто прошел специальную подготовку, кто умеет обращаться к ребенку, кто знает психологию ребенка, кто работает с детьми. Должна быть составлена программа подготовки преподавателей для дисциплин в рамках духовно-нравственной образовательной области. Сейчас готовится сейчас как раз книга для учителя. И она должна где-то в ближайшие месяцы выйти. Это основная книга. Согласно этой книге будет проходить подготовка учителей. В ней описана вся школьная программа. И в этом году будет экспериментально введен в ряде регионов образовательный стандарт. И там уже будет присутствовать предмет "Основы православной культуры". И там будут подготовлены педагоги, которые будут вести этот предмет. Вводиться этот предмет и вообще образовательная область будут, начиная с первого класса. И движение есть, и изменения большие есть по сравнению с тем, что было в предыдущие годы.

- Владыка, нынешним летом я путешествовал по Греции, по православной стране. И там спросил у одной девушки: "Что ты думаешь, что тебе больше всего запомнилось из Евангелия?" Она говорит: "Ну, мы в школе проходили, поэтому я ничего не думаю". У вас не вызывает опасение вот такая ситуация? Что что-то похожее мы создадим у себя?

- Нет. Я думаю, сейчас мы совсем предлагаем другую схему, ни то, что было, ни то, что вы привели сейчас пример, и ни то, что было у нас до революции 1917-го. Это будет больше познавательное. Мы не будем навязывать ребенку. Конечно, здесь во многом зависит от двух факторов. Например, какие будут пособия – ребенок берет книгу и старается ее дочитать до последней страницы. Ему будет интересно. И еще зависит о того, какой будет педагог.

- Если человеку достался в школе плохой учитель истории или плохой учитель литературы, то у человека на всю жизнь складывается негативное отношение к этому предмету. Мне кажется очень страшным, если вдруг в результате каких-то не совсем хорошо подготовленных педагогов, люди молодые на всю жизнь приобретут иммунитет неприязни к православию?

- Мы призываем, чтобы церковь, представители приходов принимали более тесное участие в работе по преподаванию основ православной культуры. Чтобы они помогали людям как-то оживить этот предмет. И здесь очень много способов, как можно пробудить интерес. Молодой человек с удовольствием посетит храм, съездит на экскурсию в монастырь.

- Но, согласитесь, масштаб необходимых еще подготовительных действий, который вы описали, очень велик. А как планировали многие, как писали и говорили в прессе, с 1 сентября 2009 года этот предмет будет уже введен по всей стране. Как вам кажется, может такое произойти?

- По всей стране он еще не будет введен. 1 сентября этот предмет будет вводится как эксперимент в ряде регионов. Но зависит, я скажу, от нас. Человека нельзя научить любви. Он должен вжиться в любовь, должен обрести любовь в сердце своем. Если мы сможем его сердце открыть для восприятия, истин православия, культуры православия, то он будет носителем этой культуры.