Зритель голосует рублем: пятёрка лидеров кинопроката

Несмотря на кризис, российский зритель пока не вычеркнул кино из расходной статьи семейного бюджета, 70 процентов сборов кинотеатрам обеспечили голливудские картины
Несмотря на кризис, российский зритель пока не вычеркнул кино из расходной статьи семейного бюджета, 70 процентов сборов кинотеатрам обеспечили голливудские картины
Несмотря на кризис, российский зритель пока не вычеркнул кино из расходной статьи семейного бюджета, 70 процентов сборов кинотеатрам обеспечили голливудские картины
Несмотря на кризис, российский зритель пока не вычеркнул кино из расходной статьи семейного бюджета, 70 процентов сборов кинотеатрам обеспечили голливудские картины
Экономический кризис ударил по мировой индустрии кино. Проблемы даже у "Оскара". Под угрозой и отечественный кинематограф: в стране заморожена работа уже над десятками фильмов. Впрочем, зрители пока не экономят на билетах в кино, а в самих кинотеатрах всё ещё есть, на что посмотреть.

Экономический кризис ударил по мировой индустрии кино. Проблемы даже у "Оскара" – спонсоры, такие, как L’Oreal и General Motors, из-за экономии отказались от рекламы в телетрансляции вручения наград Американской киноакадемии. Под угрозой и отечественный кинематограф: в стране заморожена работа уже над десятками фильмов. Впрочем, зрители пока не экономят на билетах в кино, а в самих кинотеатрах всё ещё есть, на что посмотреть.

За седьмой уик-энд нового года в кино сходили 1 миллион 667 тысяч 949 россиян. Все вместе они потратили на билеты 305 миллионов 44 тысячи 15 рублей. Посещаемость кинотеатров выросла всего на 1332 человека – восемь сотых процента. Кассовые сборы выросли на 4,38 процента по сравнению с шестым уик-эндом года.

Свежая статистика, предоставленная Альянсом независимых кинопрокатных организаций, свидетельствует: несмотря на кризис, российский зритель пока не вычеркнул кино из расходной статьи семейного бюджета. Владельцы кинотеатров и дистрибьюторы всё ещё держатся на плаву. Посмотрим: за счёт кого? За чьи проекты зритель голосует рублём на этой неделе?

Вот как выглядит первая пятёрка лидеров кинопроката уходящей недели. 70 процентов сборов кинотеатрам и прокатчикам обеспечили голливудские картины: одна комедия, две драмы, ужастик и фэнтези-экшн триллер.

Довольно тихо стартовав в Штатах, завоевав там лишь пятое место по сборам уик-энда, романтическая комедия "Шопоголик" стала фильмом номер один в России. Растерянная девушка с сумками на постере и злободневное название заинтриговали, в первую очередь, конечно, женскую часть аудитории, а та потянула за собой в кино мужскую. Кавалеры легко подчинились.

Фильм буквально соткан из примеров того, как не надо ходить по магазинам, и моментов, когда во мраке кинозала можно ехидно улыбнуться своей спутнице и сказать: кого-то мне эта героиня напоминает.

"Шопоголик" Ребекка даёт зрительницам возможность поностальгировать по ещё незабытым временам относительно беззаботного шопинга, посмеяться над своими докризисными привычками. Мужчинам будет лестно сравнить себя с рассудительным и обаятельным Люком – главным редактором финансового журнала "Успешные сбережения". Именно к нему на работу нанимается Ребекка, отчаянно пытаясь выкарабкаться из долговой ямы, в которую сама себя загнала.

"Он – лёд для её огня. Они идеально подходят друг другу. Он спускает её с небес на землю, а она наполняет чем-то новым его скучную офисную жизнь", – объясняет режиссёр Пол Хоган.

Персонажам фильма "Пятница, 13" уготована куда более страшная расплата за их беспечность. Десятый сиквел "Пятницы" стартовал в американском прокате успешнее всех фильмов этой жуткой серии: 42 с лишним миллиона долларов при скромном бюджете в 16 миллионов. Нехитрый реквизит: исцарапанная хоккейная маска и окровавленный тесак главного чудовища – зомби-маньяка Джейсона – душераздирающие визги, крики, предсмертные стоны и хрипы героев и героинь, которые всякий раз сталкиваются с Джейсоном внезапно – всё это продолжает исправно приносить прибыль правообладателям торговой марки "Пятница, 13" и тем, кто решается прокатывать этот ужастик у себя в стране.

Над своей эпической мелодрамой "Австралия" режиссёр Баз Лурман работал три года. За это время, как сообщают создатели фильма, у членов съёмочной группы появились на свет 15 детей. Дочка в дни съёмок родилась и у исполнительницы главной роли. Николь Кидман, австралийка по крови и по паспорту, считает этот фильм чуть ли не главным проектом в своей жизни. Она играет английскую аристократку, получившую в наследство от мужа старое ранчо и 2000 голов крупного рогатого скота на краю земли.

"Моя героиня – вдова, она на грани разорения, и у неё нет другого выбора, кроме как продать эту собственность в Австралии и вернуться в Англию. Но она влюбляется в эту страну и в этого мужчину. И уже не может уехать", – рассказывает Николь Кидман.

Герой Хью Джекмана – гуртовщик-профессионал. Он знает, как обращаться со скотиной, и теряется, встретив девушку из высшего общества.

"Когда он видит эту женщину – в пышном наряде, с тридцатью девятью чемоданами – он испытывает к ней не классовую, а просто личную неприязнь. Он каждую ночь спит под звёздами, и весь его скарб умещается в одной котомке, и эта женщина, которая не выносит мух и так далее, она раздражает его и смешит одновременно", – говорит исполнитель главной роли Хью Джекман.

Аристократке и гуртовщику противостоит могущественный местный делец, желающий прибрать к рукам всё имущество вдовы. Действие картины разворачивается в феврале 1941 года, в самый разгар австралийского лета, за считанные дни до первой кровавой атаки японских ВВС на Зелёный континент.

Съёмки обошлись продюсерам в 130 миллионов долларов. В Америке фильм не собрал и половины этой суммы, и лишь мировой прокат принёс создателям и дистрибьюторам 195-миллионное утешение. Плюс номинацию на "Оскар" за лучшие костюмы.

Лидером по числу номинаций на премию Американской киноакадемии и устойчивым лидером российского проката остаётся Бенджамин Баттон и его "Загадочная история" – для тех, кто не смотрел, пусть загадочной и остаётся.

Дистрибьюторы, получившие права на прокат этой картины Дэвида Финчера в России, несомненно, рискнули, запустив "Батона" за три недели до оскаровской ночи. Сейчас фильм идёт на более чем трёхстах экранах, их практически не сокращают. Во второй уик-энд проката "Загадочная история" собрала денег на 42% меньше, чем в первый. Это ещё не критично, но чтобы зрительский интерес к картине падал помедленней, её создателям хорошо бы почаще выходить на сцену на воскресном вручении "Оскаров". Фильм о мальчике, что родился стариком, а с возрастом только молодел, вряд ли сможет поколебать непреложные законы кинопрокатного времени, безжалостного даже к самым обсуждаемым картинам.

Насыщенная спецэффектами и жестокими поединками сага о воинственном племени оборотней, решившем сбросить с себя рабские оковы многовекового вампирского ига, обошлась американским создателям в 35 миллионов долларов. По миру фильм собрал 66 миллионов. На втором уик-энде проката в России сборы "Другого мира" упали на 56%, а зрителей пришло в три раза меньше, чем в стартовый уик-энд. Тем не менее, то, что фильм две недели продержался в пятёрке лидеров проката, свидетельствует об интересе российского зрителя к жанру фэнтези вообще и об успехе данной картины в частности.

Десятку лидеров российского проката замыкают сиквел советского супер-хита "Возвращение Мушкетёров" и ещё четыре зарубежных фильма: любовная комедия "Замёрзшая из Майами" с Рене Зеллвегер, второй главный претендент на "Оскаров" "Миллионер из трущоб" Денни Бойла, а далее с колоссальным отрывом – не сильно зацепившая российского зрителя "Операция Валькирия" с Томом Крузом и сбросившая пиратские лохмотья ради пышных платьев "Герцогиня" Кира Найтли.

Увлёкшись голливудской продукцией, российский зритель как-то уж слишком быстро охладел к единственной российской картине февраля. "Возвращения мушкетёров" так ждали, что 57% падение по сборам уже во второй уик-энд проката выглядит досадной аномалией. Казалось бы, одного только обещания возродить на экране легендарный квартет Боярский-Смехов-Смирнитский-Старыгин – достаточно, чтобы обеспечить фильму триумф.

Заявлявшийся в прессе бюджет этой приключенческой картины с роскошными костюмами, изобилующей трюками и масштабными батальными сценами, – 5 миллионов ещё докризисных долларов. Кинотеатральные сборы первых двух недель не покрывают расходов производителей, а если учесть немалые затраты на рекламу – вряд ли их покроют. Трудно угадать настрой публики, которая возьми да и выбери "Пятницу, 13" с "Шопоголиком". Впрочем, уверенно заняв место в середине десятки лидеров, "Мушкетёры", вряд ли покинут десятку без боя. И нельзя всё мерить деньгами: пусть предприниматели рискуют – это их жребий. Актёры же и весь творческий состав группы явно получили море удовольствия, работая вдохновенно, по зову сердца: "Один за всех и все за одного!"

История 18-летнего сироты из бомбейских трущоб Джамала Малика, который оказывается в шаге от того, чтобы выиграть 20 миллионов рупий, претендует сразу на 10 "Оскаров", и многие эксперты сходятся во мнении, что "Миллионер из трущоб" соберёт больше золотых статуэток, чем "Загадочная история Бенджамина Баттона", представленная в 13 номинациях.

Мальчику остаётся ответить на последний вопрос ведущего в шоу "Кто хочет стать миллионером?", супер-финал назначают на следующий вечер, но на выходе из телецентра Джамала хватают полицейские. Они уверены, что парень жульничает: ну не может столько знать обычный беспризорник. Всю ночь Джамал рассказывает стражам порядка несколько с каждым разом всё более невероятных историй из своей трудной жизни в трущобах, и каждая история содержит ключ к ответу на сложнейшие вопросы ведущего шоу. Главная загадка – что вообще делает на шоу Джамал, никогда не стремившийся к богатству. Разгадку инспектор полиции и 60 миллионов зрителей узнают в суперфинале.

Этот фильм Денни Бойла, уже десятикратно окупившийся в мировом прокате, на экраны США вышел на три месяца раньше, чем в России, а вот суммы стартовых сборов практически не отличить: в штатах 360 тысяч долларов – у нас что-то около 380.

Американские прокатчики применили нестандартную тактику: они не уменьшали, как все, количество экранов, а увеличивали, сумма уикэндных сборов фильма с каждым разом росла. Если после вручения "Оскаров" в России вспыхнет ажиотажный спрос на эту картину, может случиться чудо, и "Миллионер из трущоб" улучшит позиции в первой десятке лидеров проката, или уж во всяком случае не сразу покинет этот рейтинг.

И коротко о новых фильмах, стартовавших в России уже в этот – восьмой уик-энд года.

"Розовая пантера-2" со знаменитым американским комиком Стивом Мартином и со звездой-французом Жаном Рено в главных ролях. Сборы в мировом прокате – 29 миллионов долларов. Инспектор Клузо и его напарник Понтон идут по следу коварного жулика-гастролёра, похитившего бриллиант "Розовая Пантера". Дело распутывается то ли благодаря, то ли вопреки уникальным умственным и физическим способностям Клузо.

"Гран Торино" Клинта Иствуда с Клинтом Иствудом в главной роли. Сборы в мировом прокате – 138 миллионов долларов при бюджете в 35 миллионов. Друзей у мистера Ковальски не осталось, соседи разъехались, жена умерла, сын хочет спровадить его в приют, а отцовский дом продать. Много он не выручит: некогда престижный квартал заселяют бедные мигранты. Мистер Ковальски не понимает, что им тут надо. А они – зачем он остался. Всё, что есть у мистера Ковальски, – это лабрадор, звёздно-полосатый флаг, раритетный автомобиль, воспоминания о корейской войне, да винтовка, которая пылится в старом сундуке. Достав её однажды и даже не выстрелив, Ковальски, сам того не желая, становится героем квартала.

Мистический триллер Александра Стриженова "Юленька" с Маратом Башаровым в роли учителя, который приехал работать в провинциальный интернат для девочек. "Она не играет в куклы. Она играет людьми" – это про Юленьку, очень странную ученицу, после знакомства с которой жизнь учителя превращается в настоящий кошмар.

Из фильмов, на которые можно сходить с детьми, упомянем "Отель для собак", если вы конечно, не боитесь, что ваши дети, последовав примеру благородных героев этой картины, превратят вашу квартиру в такой отель. И 3D анимированный мультик "Игорь". Горбун Игорь – этакий юный Квазимодо – стремится к знаниям: мечтает стать учёным, но не таким как его хозяин. Сам хозяин и его коллеги – злые учёные – категорически против.