Олег Дерипаска: государство надо оставить в покое

Государство должно заниматься социальной поддержкой населения, а не корпораций, заявил в интервью "Интерфаксу" и российскому информационному каналу "Вести" гендиректор "Русала" Олег Дерипаска. По словам Дерипаска, государство не может заменить рынок.

Государство должно заниматься социальной поддержкой населения, а не корпораций, заявил в интервью "Интерфаксу" и российскому информационному каналу "Вести" гендиректор "Русала" Олег Дерипаска.

"Государство надо оставить в покое. Нам не нужна финансовая помощь государства. Наоборот, мы стараемся как можно быстрее отдать ему долг. У нас уже есть механизм, как с этим долгом разобраться. Вот все обсуждают – дадут нам помощь, не дадут – нам помощь не нужна. Мы реализуем свои программы повышения эффективности и уже прошли через самый важный этап оптимизации производства и сокращения",- сказал он.

По словам Дерипаска, "государство не может заменить рынок. Госзаказы могут поддержать, например, автомобильную промышленность, но, для того, чтобы показать более-менее приличные результаты в 4 квартале, сами производители должны сократить издержки, запустить новые продукты, недорогие и качественные".

При этом он привел в пример новый автомобиль горьковского завода, созданный на базе "ГАЗели" и рассчитанный на сельское хозяйство. "Это будет хит – базовая стоимость $6000, и мы создадим финансовые инструменты, когда первый взнос будет $800".

Дерипаска сказал, что на Госсовете в Иркутске, посвященном поддержке реального сектора, был поднят вопрос о модернизации процедуры банкротства. "У нас был диалог с некоторыми руководителями, которые говорили, давайте введем мораторий на платежи через процедуру (банкротства), и вам будет хорошо. У нас есть позиция – мы ни одно предприятие банкротить не будем из-за колоссальных потерь в сегодняшней процедуре. Я у них спросил о том, не хотят ли они поменять процедуру, чтобы она была справедливой. Когда компания с минимальным долгом может выскочить и бросить компанию в процедуру банкротства, конечно, приведет к большим потерям. Поэтому предлагается изменить закон о банкротстве. Его нельзя сделать таким, чтобы кредиторы не могли получить свой долг, но учитывая весь комплекс проблем, который стоит перед предприятием – проблемы, связанные с оценкой предприятия, реальных активов с оценкой активов. Размер требований безусловно должен быть сопоставим с размером бизнеса для того, чтобы предприятия проходили процедуру. Да, кредитор может потребовать начать процесс банкротства, но вопрос – чем он закончится? Нам нельзя просто раскатывать компании катком".

"Можно войти в эту реку, но нельзя из нее выйти. Есть высокое доверие к российским экономическим субъектам здесь и на западе. И если мы завтра попытаемся повести себя бессовестным образом, то это конечно серьезно все осложнит. Тем более, что выход из сегодняшней кризисной ситуации будет связан и с инвестициями, то есть нам придется привлекать внешних инвесторов, а для этого нам нужно будет доказать, что мы: а) конкурентоспособны; б) честные и надежные. Потом, в чем кредиторы виноваты – они в такой же ситуации, как и мы. Важно быть в диалоге и показывать четкую картину того, что у нас происходит" – добавил Дерипаска .

При этом он сослался на американский опыт банкротства по так называемой статье 11, когда компания, которая не может выплачивать кредитный или другой долг, продолжает осуществлять текущую деятельность, договариваясь с кредиторами и возвращая долги долями. "Как мне кажется, в течение месяца-полутора будут сделаны какие-то законодательные предложения", – сказал бизнесмен.

"На Госсовете подробно обсуждались причины сегодняшних проблем. Президент и губернаторы уже сейчас говорят о том, как жить будем после кризиса. Можно и нужно сокращать расходы, безусловно, нужно бороться за каждую копейку. И, может быть, самое важное в настоящий момент – задуматься о том, как будем жить дальше. Если конкурентоспособность наших предприятий и внутренний спрос не будут повышаться – без этого никакого выходы из кризиса у нас не будет. Эти вопросы прозвучали на Госсовете. На мой взгляд, этот кризис не ограничится одним-двумя кварталами. Он будет системным и его основные результаты еще впереди. Кризис обнажил слабость нашей экономики с точки зрения сбалансированности внутреннего производства и внутреннего потребления. Как можно быстрее нам необходимо преодолеть эти сложности. Раньше все решалось довольно просто: тебе нужны деньги – иди в сырье, кредиты – иди на запад, нужно что-то быстро построить – закупай по импорту. Теперь денег будет меньше и возможностей тоже, и искать их нужно будет внутри страны", – сказал предприниматель.

Дерипаска также выдвинул идею создания госбанков для финансирования промышленности. "Деньги сейчас дают Сбербанк, ВЭБ, ВТБ и, как ни странно, Россельхозбанк. А некоторые коммерческие банки, часть из которых, конечно, потеряет клиентов после кризиса, выжимают все из компаний, с которыми были партнерами на протяжении восьми лет", – отметил он.

"Очень расстраивает, что мы сейчас рубль превращаем в механизм перевода выручки в валюту. На ближайшие 7 лет основным источником прибыли для нас всех будет внутренний рынок. Рубль и вера в него, при сомнениях, что завтра будет какое-то улучшение на внешних рынках, это здоровое сомнение, которое нас подтолкнет к тому, чтобы заниматься развитием внутреннего производства, привести в порядок наши издержки, и выйти к потребителю с новым продуктом. Наличие рубля, его стоимость и срочность – вот о чем нужно думать, а не об инфляции. Я думаю, что доллар будет иметь совершенно другую стоимость через 9 месяцев, просто объективно это возможно".