Социальные сети зарабатывают на пользователях

На днях в блоге создателя социальной сети Facebook (запрещена в РФ) Марка Цукерберга появилось интересное сообщение. Марк Цукерберг рассказывал об изменениях в пользовательском соглашении, которое подписывает каждый регистрирующийся в сети Facebook человек.

На днях в блоге создателя социальной сети Facebook (запрещена в РФ) Марка Цукерберга появилось интересное сообщение. Марк Цукерберг рассказывал об изменениях в пользовательском соглашении, которое подписывает каждый регистрирующийся в сети Facebook человек.

"Наша философия состоит в том, что каждый человек владеет собственной информацией и должен контролировать, кому эта информация будет доступна", - пишет Марк Цукерберг, и с этим трудно поспорить. Но вывод из этого посыла делается удивительный. Отныне каждый человек, публикуя свою информацию в сети Facebook, должен разрешить этой самой сети использовать его информацию для показа другим людям. А вот каким именно людям социальная сеть будет показывать эту информацию, в каком виде - не уточняется.

То есть отныне сеть Facebook как бы имеет право на использование всего того, что люди в ней написали. И может публиковать эту информацию в книгах, продавать ее, использовать ее в качестве сценариев кинофильмов - да что угодно. Пользователь ведь подписался.

Подобный пункт есть и в пользовательском соглашении популярнейшего мессенджера ICQ. Там сказано, что владелец сервиса, компания AOL, имеет право публиковать любые логи любых пользователей, использовать их в суде, а также имеет право публиковать любые прошедшие через ICQ материалы. Это гениально, как сказал бы Остап Ибрагимович Бендер.

Мало того, что все эти компании зарабатывают на показывании нам дурацкой рекламы - они еще и кладут свою "мохнатую лапу" на создаваемый нами контент. А сеть "Одноклассники" вообще ведет себя самым иезуитским образом - она, например, показывает другим все твои действия, после чего просит у тебя деньги за то, чтобы перестать это показывать. Это очень напоминает старинную ростовско-одесскую забаву "Купи кирпич".

Если кто не знает, то забава эта состояла в том, что на вокзале приезжего встречали два здоровых бугая, которые настойчиво просили купить у них кирпич. Рубля за три. Когда несчастный таки расплачивался за ненужный ему стройматериал, кирпич столь же настойчиво просили вернуть назад. При этом социальные сети сквозь пальцы смотрят на использование своими пользователями чужого контента.

Например, русский клон сети Facebook, сеть "ВКонтакте", на претензии некоторых правообладателей ответил так: "У нас так много всего публикуют, что мы никак не можем за всем уследить".

Все это очень похоже на социализм. То есть на первый взгляд информация как бы ничья - но на самом деле она принадлежит тому, кто никаких прав на нее не имеет. Так было при советской власти - фабрики и заводы принадлежали как бы народу, но на самом деле распоряжалась ими не имеющая никаких прав ни на что коммунистическая партия. Так что правильно говорят - идеи не умирают.