Демократы устроили Обаме обструкцию


фото: Global Look Press

Сенаторы-демократы отказались голосовать за соглашение о создании зоны свободной торговли со странами АТР. Исход голосования удивил даже республиканцев, большинство из которых соглашение одобрили. Заморозка законопроекта может отрицательно сказаться на авторитете США в АТР.

Проект зоны свободной торговли между США и странами Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), за исключением Китая, оказался под угрозой после того, как не был утвержден на голосовании в Конгрессе. Самым удивительным и неприятным для администрации Обамы стало то, что провалили голосование не республиканцы, у которых в Сенате большинство, а его однопартийцы-демократы, призвавшие президента учесть интересы профсоюзов. На этом условии сенаторы пообещали провести законопроект через Палату представителей, где у демократов также меньшинство.

Обструкция, которую устроили законопроекту демократы, шокировала не только Белый дом, но и их коллег из Республиканской партии. В каком-то смысле голосование стало звездным часом лидера демократического меньшинства, сенатора Гарри Рейда, представлявшего Оклахому. Благодаря его усилиям, вылившимся в саботаж президентской партией его законопроекта, весь мир увидел разногласия между Обамой и выдвинувшей его партией, что, несомненно, ослабляет его позиции как внутри США, так и за пределами страны.

Сами демократы оправдывают свою позицию чистым прагматизмом: по их мнению, принятие законопроекта в том виде, в котором он был предложен президентской администрацией, наводнит рынок США более дешевыми товарами из АТР, что негативно скажется на позициях американских производителей – этим и объясняется неприятие договора со стороны профсоюзов. Однако есть и побочный эффект — обструкция законопроекта республиканцами ставит под вопрос американское лидерство в регионе, и это всего через несколько месяцев после создания Китаем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), а также на фоне беспрецедентной активности китайского флота в спорном Южно-китайском море.

Недовольство итогами голосования уже выразила Япония, которая, наряду с США, стала едва ли не единственной страной, бойкотировавший китайский АБИИ. Главный секретарь японского кабмина Ёсихидэ Суга в ходе пресс-конференции заявил, что Япония, как и другие члены соглашения, будет добиваться его скорейшего принятия, отметив, что в случае длительных проволочек в Конгрессе японской стороне будет трудно предоставить американцам обещанные торговые льготы.

Впрочем, неспособность Обамы провести законопроект через Конгресс ввиду противодействия собственных однопартийцев настораживает не только Японию. В разработке находится законопроект о еще одной трансатлантической зоне свободной торговли – между США и ЕС, который в случае принятия объединит страны, производящие более 60% мирового ВВП. Сейчас законопроект находится в стадии разработки и должен быть выставлен на голосование не раньше 2016 года, однако теперь его и без того туманные перспективы стали еще более неопределенными.

Столь неприятное для Обамы голосование состоялось менее чем за два месяца до момента, когда через Конгресс будет проходить ядерное соглашение с Ираном, которое является ключевым приоритетом президентской администрации последних шести месяцев и уже стоило колоссальных трудозатрат дипломатам "шестерки". Теперь их усилия зависят от воли Конгресса, многие члены которого уже высказались против снятия с Ирана экономических санкций. Отсутствие партийной дисциплины еще больше уменьшает шансы, что соглашение с Ираном в итоге будет ратифицировано.

Еще одним болезненным вопросом является восстановление дипломатических отношений с Кубой, которое совместными усилиями Барака Обамы и Рауля Кастро было начато в декабре прошлого года. И хотя Госдепартамент США уже рекомендовал снять с Кубы статус страны-спонсора терроризма, а несколько американских компаний получили разрешение на запуск парома, вопрос об открытии посольств и разрешении въезда американцев на территорию Кубы по-прежнему не решен. И, как показало прошедшее голосование, может быть решен совсем не так, как ожидалось.