Беспилотные дирижабли покоряют небо

В Ульяновске подписано соглашение о создании принципиально нового летающего устройства - аэростатического термобалластируемого летательного аппарата
Грузоподъемность локомоскайнера составит 60 тонн. Стоимость контракта - около 1,8 миллиардов рублей
Впервые проект производства "летающей тарелки" ульяновские самолетостроители представили на "МАКС-2009", где он вызвал большой интерес специалистов
В Ульяновске подписано соглашение о создании принципиально нового летающего устройства - аэростатического термобалластируемого летательного аппарата
Грузоподъемность локомоскайнера составит 60 тонн. Стоимость контракта - около 1,8 миллиардов рублей
Впервые проект производства "летающей тарелки" ульяновские самолетостроители представили на "МАКС-2009", где он вызвал большой интерес специалистов
Он похож на летающую тарелку. В реальности – это линзообразный беспилотный дирижабль, новая разработка Долгопрудненского КБ автоматики. По мнению специалистов, новый дирижабль даст импульс к развитию целого технологического направления воздушного транспорта.

Он похож на летающую тарелку. В реальности – это линзообразный беспилотный дирижабль, новая разработка Долгопрудненского КБ автоматики. По мнению специалистов, новый дирижабль даст импульс к развитию целого технологического направления воздушного транспорта.

Аэростатический аппарат легче воздуха, отрывается от земли за считанные секунды, без труда преодолевает земное тяготение. И вот уже завоевывает воздушные просторы. Этот сверхсовременный объект – "летающая тарелка" XXI века. Конструкторы назвали его "линзообразным дирижаблем". "Сначала какая-то настороженность была – необычная форма. Нельзя сказать, что все "с нуля". Но, не использовать богатейший опыт прошлых разработок и исследований – новую технику не создашь", – говорит Сергей Пензин, главный конструктор Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики.

После ряда катастроф в начале прошлого века, казалось, цепеллины ушли в историю. Однако у аппаратов легче воздуха сегодня новая жизнь. Старейшее Долгопрудненское конструкторское бюро – профильный преемник легендарного комбината "Дирижаблестрой СССР". Бюро создает новые аэростатные системы XXI века. Наша страна с огромными равнинными территориями, где порой трудно проложить дорогу, буквально создана для этого транспорта.

Сегодня аэростаты и дирижабли необходимы не только в России, но и в других странах. ДКБА создают суперсовременную аэростатическую технику в тесном взаимодействии с Государственной корпорацией "Ростехнологии" и входящим в ее состав "Рособоронэкспортом". Линзообразный беспилотный дирижабль – новый импульс к развитию целого технологического направления воздушного транспорта. Управляется аппарат дистанционно с земли: пилот маневрирует судном с помощью джойстика. Со стороны, это может показаться детской игрушкой, но задачи у нового аппарата грандиозные. "Обзор, наблюдение, сканирование поверхности, телеметрия, ретрансляция сигналов", – пояснил Сергей Пензин.

За внешней простотой кроются уникальные разработки. Например, новая ткань оболочки дирижабля, которую разработали специально для этой "летающей тарелки". Оболочка из современной восьмислойной ткани не позволяет улетучиться инертному газу – гелию. Его стоимость, в отличие от взрывоопасного водорода, довольно высока. Современные материалы позволяют сделать аппарат не только сверхлегким, но и надёжным. Два мощных пресса до предела растягивают ткань на разрыв. Материал лопается. Конечно, в воздухе никто не будет разрушать дирижабль, но именно так проверяется запас прочности воздушного судна.

С современными полимерными материалами справляются только женщины, которым запрещено носить часы, кольца и длинные ногти. В Долгпрудненском КБ автоматики аэростаты не строят и даже не шьют – их варят. Специальными роликами создают самые прочные швы в мире. "Через компьютер задается температурный режим сварки. Это не швейное изделие, это настоящая сварка, которая обеспечивает мгновенную полимеризацию материала шва, что обеспечивает его прочность и герметичность", – объясняет Сергей Миронов, начальник цеха Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики.

Дирижабль-линза – мечта уфологов. Пролетит такой над городом, и в газетах сообщат о сенсационном визите летающей тарелки. Пока что этот скромный двухметровый прототип несколько простоват и для роли инопланетного гостя не подходит. Однако, опробовав полетные качества, конструкторы планируют создать модель побольше – 22 метра в диаметре, а в обозримом будущем – 200 метров, для подъема грузов массой в несколько тонн.

Сейчас прототипный мини-дирижабль несет на борту все необходимое для уверенного полёта: двигатели, камеру, шасси, силовое кольцо, а также электропроводку и даже платформу для груза. В ближайшее время конструкторы планируют провести испытания летного образца мини-дирижабля. Планируется, что такой аэростат начнет работать в полную силу на объектах Олимпиады 2014 года в Сочи. По крайней мере, для милицейского патрулирования улиц или обеспечения телекоммуникационных сервисов такой аппарат будет дешевле авиасредств и значительно эффективней.