Психотерапевтический саммит. Реплика Георгия Бовта


фото EPA

Пригласив на саммит в резиденцию в Кэмп-Дэвиде лидеров стран-членов Совета сотрудничества стран Персидского залива, Барак Обама пытается сложить распадающийся на глазах ближневосточный "пазл".

Пригласив на саммит в резиденцию в Кэмп-Дэвиде лидеров стран-членов Совета сотрудничества стран Персидского залива, Барак Обама пытается сложить распадающийся на глазах ближневосточный "пазл". На фоне непрекращающейся войны в Сирии. На фоне назревающей гуманитарной катастрофы в Йемене, где возглавляемая Саудовской Аравией коалиция хотя бы объявила сейчас пятидневное прекращение огня против повстанцев-хуситов. Главное же, Америка хочет убедить суннитские монархии Залива в своей поддержке накануне возможного решения вопроса ядерной программы и снятия санкций с шиитского Ирана. Приглашения в Кэмп-Дэвид были разосланы сразу после достижения с Тегераном предварительной договоренности по этой проблеме недавно в Лозанне.

Совет сотрудничества, созданный в 1981 году, объединяет Саудовскую Аравию, Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар и ОАЭ. Он является не только общим рынком, но и советом оборонного планирования. Суннитские монархии обеспокоены, как они говорят, растущей угрозой со стороны Ирана вдоль широкой дуги нестабильности. Так, в Ираке стражи Корпуса Исламской революции сражаются на стороне правительственных сил против "Исламского государства", а воины шиитской милиции проходят подготовку в Иране. В Сирии поддержка дружественного Ирану режима Башара Асада, по некоторым данным, обошлась Тегерану в 10 миллиардов долларов за последние два года. В Йемене, по утверждению саудовцев, Иран поддерживает восстание хуситов. В Ливане фактически правит поддерживаемая Тегераном "Хезболла", боевики которой числом от 6 до 7 тысяч сражаются на стороне Асада в Сирии против финансируемых суннитскими монархиями, прежде всего Катаром, армий боевиков. Советник по внешней политике верховного лидера Ирана Али Акбар Велаяти уже назвал саммит в Кэмп-Дэвиде "иранофобским шоу". Он обрушился с критикой на Саудовскую Аравию, назвав ее "недемократическим племенным государством, поддерживающим террористов по всему Ближнему Востоку".

Кстати, король Саудовской Аравии Салман демонстративно отказался прибыть в Кэмп-Дэвид за несколько дней до встречи, дав понять, что недоволен американской политикой в отношении главного регионального соперника Эр-Рияда. Это произошло сразу же после того как Обама выразил надежду на личную встречу с королем. Вместо короля прислали наследного принца Мохаммеда бин Найефа и второго в очереди на корону Мохаммеда бин Салмана, он же министр обороны. Другие последовали примеру Эр-Рияда. И в гостях у Обамы оказалось только два главы государств — Кувейта и Катара, остальные прислали вторых лиц. Страны Залива хотели бы по максимуму получить от Америки такие же гарантии безопасности, причем письменные, каковые были даны в свое время Японии. Как выразился посол ОАЭ в США Юсеф аль-Атаиба, регион уже имел "джентльменское соглашение" с США в прошлом, а сейчас "нужно нечто обязывающее".

Однако США, и так уже изрядно запутавшиеся в своей ближневосточной политике, в которой сами признают по крайней мере две катастрофические ошибки — в Сирии и Ливии, сейчас вряд ли пойдут на формализацию военного альянса со странами Залива. Сегодня США в гораздо меньшей степени зависят от ближневосточной нефти, чем в 70-80- годах, когда складывалось партнерство с монархиями Залива. И теперь американцы указывают партнерам, что те сами должны больше заботиться о своей безопасности. Обама говорит так: "Наибольшая угроза суннитским арабским странам проистекает не столько Ирана, сколько от раздоров внутри самих этих стран". Тем самым намекая, что жестким и консервативным суннитским монархиям нужно быть гибче в отношении, скажем, шиитов.

Сейчас не лучшее время для увеличения военных расходов стран Залива. Из-за падения нефтяных цен Саудовская Аравия столкнется в этом году с бюджетным дефицитом от 9 до 20 процентов ВВП. Рост экономик региона замедлится до 1, 6 процента ВВП. Придется залезать в золотовалютные резервы, составляющие в регионе совокупно более 900 миллиардов долларов, а также в суверенные фонды. Общим объемом 2,4 триллиона долларов.

Что страны Залива могут получить от Америки, так это вооружения. Ссылаясь на недавнюю сделку Франции с Катаром на продажу 24 истребителей "Рафаль" за 7 миллиардов, они и у Америки просят более современное оружие. Некоторые страны Залива присматриваются к истребителям F-35, которые сейчас США продают лишь Турции и Израилю. ОАЭ надеются на разрешение на покупку современных беспилотников Predator ("Хищник"). Деньги на оружие у стран Залива пока есть. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, военные расходы Саудовской Аравии в прошлом году составили 80 миллиардов долларов, четвертое место в мире. ОАЭ потратили 23 миллиарда. Для сравнения, иранский военный бюджет – от 10 до 17 миллиардов долларов.

Обаму, правда, может ограничить республиканское большинство Конгресса, которое считает, что суннитским монархиям нельзя поставлять оружие лучшее или такое же, как Израилю. Однако сыграть на страхах партнеров из Залива Америка все же сумеет. Ободряя их словесно, она еще на них и заработает. Станет ли от этого мир прочнее в регионе? Не уверен.