Тема:

Химия 1 год назад

Химик из Калифорнии подслушал "разговоры" живых клеток

Химик из Калифорнии подслушал "разговоры" живых клеток
О чем "переговариваются" живые клетки, пытается выяснить химик из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Джеймс Джимзесски. Работа со столь миниатюрными и хрупкими объектами отнюдь не в новость для этого ученого. Ранее ему приходилось манипулировать куда более мелкими и хрупкими творениями природы - молекулами.
О чем "переговариваются" живые клетки, пытается выяснить химик из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Джеймс Джимзесски. Работа со столь миниатюрными и хрупкими объектами отнюдь не в новость для этого ученого. Ранее ему приходилось манипулировать куда более мелкими и хрупкими творениями природы - молекулами, сообщает "ИТАР-ТАСС".

Несколько лет назад этот специалист в области физики и химии отдельных молекул работал в лаборатории корпорации ИБМ в Цюрихе, где возглавлял группу, создавшую знаменитый молекулярный пропеллер - молекулу, форма которой напоминала винт вертолета, - а также самые маленькие в мире счеты, "костяшками" которых служили молекулы углерода, по форме напоминавшие футбольный мяч. Но с тех пор фокус его внимания сместился на несравненно более масштабные объекты - живые клетки и теперь он работает в уникальной лаборатории Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Случайностей в науке, наверное, все-таки не бывает, ведь требовался весь огромный запас знаний Джимзесски, чтобы встреча со специалистом из совсем иной области науки натолкнула его на мысль, что любой вибрирующий объект, а именно такими являются живые клетки, должен являться источником акустических волн или звука.

Дальнейшее труда не составляло. Надо было "только" найти прибор, который смог бы уловить эти микроскопические вибрации. В силу стечения ряда обстоятельств, объектом исследований ученого стали дрожжевые клетки, имеющие в поперечнике примерно 5 микронов, что в 10 раз меньше толщины человеческого волоса. Как удалось выяснить исследователю, оболочка их клеток вибрирует с частотой в 1 тысячу герц, то есть совершает 1000 колебаний в секунду. Но чтобы зафиксировать вибрации столь микроскопического объекта потребовался уникальный прибор - атомный силовой микроскоп, позволяющий изучать такие биологические структуры, как ДНК и другие макромолекулы. Перевод же обнаруженных микроколебаний в звук потребовал создания дополнительных электронных устройств.

В итоге ученые, как это ни удивительно, смогли услышать буквально "цитологическую арию", исполняемую дрожжевыми клетками. Она характеризовалась совершенно однозначными признаками и принципиально отличалась от сигнала погибших клеток, дававших монотонный, так называемый белый шум.

Главная идея Джимзесски, которую он изложил еженедельнику "Лос-Анджелес уикли", заключается в том, что по "голосу" клеток можно без каких-либо химических анализов определять больны они или здоровы. Захворавшие клетки должны "говорить" иначе, чем здоровые. Не исключено, что сейчас рождается новая наука - соноцитология, которая существенно сократит время выявления заболеваний. Но для ее появления необходимо наличие подробнейшего "каталога звуков", которые издают клетки разных органов на разных этапах жизни и в разных своих состояниях. Пока же группа Джимзесски изучает дрожжевые клетки, а клетки организма человека остаются манящей перспективой.