Россия и Китай хотят переформатировать мир

Надолго останутся в памяти китайцы на недавнем Параде Победы в Москве. Словно красивый дракон, монолит китайской колонны "проплыл" по брусчатке Красной площади. Изысканность и отточенность парадного стиля – дань памяти павшим за нас в ходе Великой Отечественной 27 миллионам.

Надолго останутся в памяти китайцы на недавнем Параде Победы в Москве. Словно красивый дракон, монолит китайской колонны "проплыл" по брусчатке Красной площади. Изысканность и отточенность парадного стиля — дань памяти павшим за нас в ходе Великой Отечественной 27 миллионам. И погибшим китайцам во Второй мировой. Более 35 миллионов. Быть может, поэтому нам больше других понятна ценность мира, который и в наши дни мы готовы поддерживать сообща.

17 мая Россия и Китай начинают активную фазу совместных военно-морских учений в Средиземном море. Натовская авиация уже активизировалась в этом районе. Очень болезненно весть восприняли американцы. Типична здесь ремарка Los Angeles Times.

"Ни у России, ни у Китая нет ни дюйма Средиземноморского побережья, и это делает их идею провести первые совместные флотские учения именно в Средиземном море неожиданной и даже провокационной", — отмечает издание.

У американцев тоже нет ни дюйма Средиземноморского побережья, но их 6-й флот вот уже 65 лет там на постоянной основе, и все нормально, никто провокацией это не считает.

Ни мы, ни китайцы ничего не нарушаем и оправдываться ни за что не собираемся. Действительно, это наши первые совместные учения в Средиземном море. В ближайшую неделю там будет действовать совместная российско-китайская военно-морская группировка. Всего — 10 кораблей.

От наших друзей — три, включая два суперсовременных ракетных фрегата — "Вэй Фан" и "Линь И". Российский флот тоже представлен достойно. Среди прочего — два больших десантных корабля и уникальный ракетный корабль на воздушной подушке "Самум", скорость которого по воде — за 100 километров в час. Впрочем, "Самум" может и на берег вылететь.

Объединенный штаб группировки — на флагмане Черноморского флота гвардейском ракетном крейсере "Москва". Командир объединенной группировки — капитан первого ранга Александр Окунь. Рабочий язык учений — русский. На русском докладывают капитаны всех кораблей, на русском обмениваются информацией все экипажи. От России старт учениям дал заместитель командующего ВМФ вице-адмирал Александр Федотенков. От Китая — заместитель командующего ВМФ Китая вице-адмирал Ду Цзиньчэнь.

"Учения — это поле боя. Цель отработок — повышение нашей боеспособности. Надеюсь, офицеры и матросы двух флотов будут развивать хорошую традицию прошедших трех лет по успешному выполнению задач учений. Желаю всем ярких побед", — заявил Ду Цзиньчэнь.

Адмирал Ду Цзиньчэнь напомнил о предыдущих совместных маневрах, что проходили в Желтом, Восточно-Китайском и Японском морях. После тренировок в Средиземном должно стать ясно, что великие морские державы Россия и Китай способны совместно действовать уже в любом районе Мирового океана.

Любопытно, что инициатива провести учения именно в Средиземном море принадлежит китайцам. И если раньше своего рода принимающей стороной был Китай, то сегодня основное бремя организации учений — на России, ведь для наших кораблей европейские воды привычны.

Но что отрабатываем? Официальная цель — предотвращение новых угроз на море. Довольно широко. Зато действия — конкретны: противодействие атакам с воздуха, с поверхности и под водой, захват целей и их подавление, стрельбы.

Важную деталь подмечает китайская пресса. "Во время тренировок каждая сторона должна делиться с другой данными своих радиолокационных прицельных комплексов и гидролокаторов. Такие программы тренировок проводятся только между флотами стран с высоким уровнем стратегического доверия", — отмечает газета "Хуаньцю шибао".

Но что это — военно-морской альянс? Китайское агенство "Синьхуа" смеется над подобными оценками и тонко иронизирует, что так могут думать лишь западные сторонники блокового мышления, мол, судят по себе. Россия и Китай не создают новых блоков и военных союзов, а просто демонстрируют модель отношений, которая должна стать привлекательной и для других. Отсюда и деликатная просьба из Пекина ко всем: не увлекаться неправильными трактовками.

Но хотят ли Россия и Китай переформатировать мир? Да, хотят. И этого не скрывают. Американская "исключительность" не очень устраивает. Впрочем, не только лишь наши две страны, а еще очень многих. Например, Индию. И в этом все мы — настоящие союзники.