Исправительные работы за призыв не отмечать Новый год: суд усмотрел в послании признаки экстремизма

Эльвира Султанахметова сегодня услышала приговор за призыв не отмечать Новый год. 120 часов обязательных работ, хотя могла получить 2 года тюрьмы. Под гневную отповедь попали и георгиевские ленточки, и крашеные яйца. Пост заметили, последовало заявление в соответствующие органы.

Эльвира Султанахметова сегодня услышала приговор за призыв не отмечать Новый год. 120 часов обязательных работ, хотя могла получить 2 года тюрьмы. Статья серьезная – "Возбуждение ненависти либо вражды по признакам отношения к религии". Эльвира — мусульманка. И по ее мнению, рассказы про Деда Мороза противоречат исламу. Этими мыслями она поделилась с подписчиками ее страницы в соцсети в достаточно агрессивной форме. Новый год — это "гнусное язычество" – пожалуй, лучше всего характеризует ее позицию. Кстати, под гневную отповедь попали и георгиевские ленточки на День Победы, и крашеные яйца на Пасху. Пост заметили, последовало заявление в соответствующие органы. Заметил, кстати, студент исторического факультета Уральского федерального университета имени Бориса Ельцина Степан Черногубов. В 2013 году он получил 440 часов обязательных работ по той же статье.

Это был вроде бы обычный пост в социальной сети. В конце декабря на фоне традиционного праздничного ажиотажа жительница Первоуральска Эльвира Султанахметова написала: не мусульманское это дело — отмечать Новый год.

"Я не говорю, что нельзя. Я говорю, что нежелательно его праздновать. Что теперь, каждого за это сажать и на каждого возбуждать уголовное дело? Тогда пол-России, получается, будут по этой статье проходить. Это, конечно, шок для всех. Какая разница, справляю я Новый год или не справляю? Может, я просто не хочу справлять, нет у меня денег или желания", — говорит Эльвира Султанахметова.

На том и стоят: и сама Эльвира Султанахметова, и ее адвокаты. И их доводы кажутся разумными: ну разве праздник — не личное дело каждого?

"Судить человека за такой забавный и безобидный текст, который обращен, к тому же, только к мусульманам, это, конечно, чудовищно", — уверен Александр Галоган, адвокат Эльвиры Султанахметовой.

Позиция юристов определенно выигрышная: ведь сам антиновогодний текст почти сразу был удален. В попытке надавить на общественное мнение адвокаты рассказывали о безобидном послании юной девушки, глубоко верующей и признающей только религиозные обряды. Имеет право. Только вот копия послания сохранилась. Вот, например, обращение к мусульманам, все-таки отмечающим светские праздники. Лексика и орфография сохранены: "Наиболее худшим является то, что вместо ненависти к неверию, к самим неверным и к обрядам их поклонений (куда входит и празднование праздников), они проявляют любовь к ним, пытаются подражать им и отмечают их праздники, распространяя между собой новогодние подарки, "валентинки", "рождественские крашенные яйца", повязывают на свои одежды и автомобили "георгиевские ленты". Начиная с детского сада, детей учат взывать не к Аллаху, а к Санта Клаусу, Деду Морозу и прочим табутам. Это не что иное, как великий обман детей и воспитание их многобожниками. Их естество заполняется языческими символами".

Забавно? Вряд ли. Автор не просто путает и праздники, и их атрибуты: рождественские крашеные яйца — нонсенс. Но что важнее — они названы языческими символами, наряду с, казалось бы, никакого отношения к религии не имеющими георгиевскими лентами. Вроде бы полная путаница в голове у писавшего, сравнивающего Новый год с древним кельтским ритуалом.

"В жертву приносилась самая красивая девушка деревни. Ее выпотрошенными заживо внутренностями украшали елку. Ее замерзший покрытый инеем труп и стал прообразом милой снегурочки", — зачитывает судья послание Эльвиры Султанахметовой.

Но судья недаром акцентирует внимание на деталях. Ведь в этом деле есть очень важная подробность. О ней, конечно, умалчивает сторона защиты. Зато хорошо знает обвинение. Отрицание Нового года, как и многих других светских праздников, в том числе, и Дня победы (вот к чему в тексте были георгиевские ленты), характерно вовсе не для всех мусульман. Специалисты утверждают: это отличительная черта радикальных исламистов.

"Тут дело не в празднике, а в ваххабитской пропаганде. И вот девица эта, в отношении которой было принято судебное решение, судя по всему, принадлежит к этой группе радикальных мусульман. Она родом из города, который является главным центром исламизма в Свердловской области и, возможно, во всем Уральском федеральном округе. Сам город имеет в этом смысле негативную репутацию. Мечеть там имеет негативную репутацию. Относится она к той мусульманской организации — Духовное управление мусульман азиатской части России — которую очень часто обвиняют (документально и подтвержденным образом) в пособничестве экстремистам и террористам", — объясняет Роман Силантьев, исламовед.

Эльвира Султанахметова — секретарь в цехе по производству плитки, который по странному совпадению находится как раз на территории той самой мечети. И откуда в суд поступила положительная характеристика на осужденную. Характеристику эту, а еще наличие родственников на иждивении, приняли во внимание. Вердикт весьма лояльный. Общественные работы. Скорее всего, мести улицы придется или мусор убирать. Но в приговоре есть еще один пункт: просьба от местной традиционной мусульманской общины. Там хотят провести с Султанахметовой разъяснительную работу. Видимо, надеются донести, что же такое истинные религиозные ценности. И вот это, пожалуй, куда важнее трудотерапии.