Тема:

Страсти вокруг ЦДХ 15 лет назад

Крымский вал отвоевали на время

Проект реконструкции Крымского вала будет пересмотрен. Такое заявление сделал по итогам публичных слушаний по проекту главный столичный архитектор Александр Кузьмин. Уже через десять дней москвичам представят новый проект.

Проект реконструкции Крымского вала будет пересмотрен. Такое заявление сделал по итогам публичных слушаний по проекту главный столичный архитектор Александр Кузьмин. Уже через десять дней москвичам представят новый проект. Но защитников ЦДХ это не устраивает, они ведь добиваются другого: отменить реконструкцию вообще. А такого права, как пояснил Кузьмин, у москвичей, оказывается, нет.

Градостроительные планы, которые пытаются воплотить столичные власти, как всегда, не совпадают со взглядами на облик Москвы самих ее жителей. И чем ближе эти планы к центру города, тем больше, масштабнее конфликт. По сути, историческое событие – общественные слушания – это когда город обсуждает будущее того или иного объекта с населением – в последнем случае было превращено в фарс.

На обсуждении проекта застройки Крымского вала основная масса людей требовала оставить в покое район, не трогать то, что еще осталось, не разбирать здание ЦДХ. Но, как подтвердил главный архитектор Москвы, судьбу Крымского вала на этих слушаниях вообще не решали.

"Если взять высказывания, которые там были, то их можно разделить. За – там практически не было. Были замечания – ничего не делайте и ничего не трогайте. И были замечания, которые касаются изменений в том проекте, который нам представлен", – заявил Кузьмин.

То есть люди пришли защищать здание ЦДХ, а президиум стал обсуждать плюсы и минусы нового проекта. В строгом соответствии с Градостроительным кодексом – закон позволяет обсуждать с народом лишь новые проекты, а не принятые наверху решения.

Для того чтобы спасти ЦДХ, архитекторы и художники пытались придать зданию статус памятника. Были поданы документы в Москомнаследие. Но оттуда дочери архитектора Дома художников Николая Сукояна пришел отказ, мотивированный буквой закона6 ЦДХ еще не исполнилось 40 лет, здание слишком молодое, чтобы стать памятником. Год рождения ЦДХ решили считать 1976-й, в то время как строить его начали еще в 1965-м.

Считается, что страсти вокруг ЦДХ развернулись после того, как в Каннах Норман Фостер представил проект бетонного апельсина, который возвышается над Крымской набережной. Конечно, вряд ли его воплотят на этом месте – не самое время для дорогих проектов – но идея переделать район Якиманки сохранилась. И для такого немалого куска центра Москвы инвестора находят довольно быстро.

"Национальную галерею государство, нация должны строить за свои деньги или за деньги благотворителей", – считает депутат Мосгордумы Евгений Бунимович.

Проект Крымского вала, который представляли народу, придется переделать, говорит главный архитектор. И потом добавляет самое сенсационное: да мы и не собирались ничего сносить. "Нигде не было указано, что будут сносить", – заявил Александр Кузьмин.

Пройдет какое-то время, и жителям Якиманки снова представят проект района. Переделанный. Что-то в нем будет хорошо, что-то не понравится. И снова люди будут протестовать против строительства в этом месте. И снова чиновники скажут: мы сейчас не это обсуждаем.