Выборы в Польше: когда для нас "оба хуже". Реплика Георгия Бовта


фото EPA

Избирательная кампания в Польше может привести к поражению нынешнего президента 62-летнего Бронислава Коморовского, представляющего центристскую "Гражданскую платформу". Он проиграл первый тур 43-летнему Анджею Дуде, популисту от консервативной партии "Право и справедливость".

Избирательная кампания в Польше, заканчивающаяся в выходные, может привести к поражению нынешнего президента 62-летнего Бронислава Коморовского, представляющего центристскую "Гражданскую платформу". Он проиграл первый тур 43-летнему Анджею Дуде, популисту от консервативной партии "Право и справедливость", наследнику бывшего премьера Ярослава Качинского. Теперь они идут ноздря в ноздрю. Опросы дают пока зыбкое преимущество Коморовскому. Но если учесть, что накануне первого тура ему тоже сулили уверенное лидерство, а также факт никем не предсказанного 20-процентного голосования за никогда не занимавшегося политикой бывшего рок-музыканта Павла Кукиза, то волатильность польских выборов выглядит непривычно большой для Евросоюза. Доля избирателей, голосующих против системных кандидатов, сулит правящей партии немало волнений. Многие в Польше устали от нынешнего поколения правящей элиты, находящейся у власти четверть века.

Такая усталость может показаться странной. Долгие годы польская экономика (сегодня шестая в ЕС) является одной из самых быстроразвивающихся. Так сказать, образцовый пример транзита восточноевропейской страны, начинавшей в 90-х с уровня тогдашней Украины. Успех оказался возможен во многом благодаря тому, что большая подготовительная работа была проведена еще в годы социализма. В текущем году польская экономика покажет приличные для ЕС 3,2% роста ВВП. Это второй лучший результат после Ирландии, наравне с Венгрией. Польский ВВП за 25 лет учетверился, не было ни одного года спада, даже в 2008 году. Экспорт за четверть века вырос в 25 раз до почти 250 миллиардов долларов год назад. ВВП по покупательной способности составляет 24 тысячи долларов на душу населения, 65% среднеевропейского уровня.

Однако сегодня 2 миллиона поляков живут и работают за границей. Рост доходов населения на фоне экономических успехов мог быть больше. Правительство тщетно пытается остановить утечку мозгов. Безработица составляет более 11%, среди молодежи более 20%. Польское общество, кажется, подошло к тому пределу, за которым оно не хочет дальше растворяться, теряя идентичность, под диктатом брюссельской бюрократии. К планам Коморовского перейти на евро, которые поддерживает глава Евросовета, бывший польский премьер Дональд Туск, большинство настроено скептически. На этом и играет Дуда, рисующий себя сторонником возрождения Речи Посполитой и настаивающий на большей самостоятельности Польши в ЕС. Он обещает снизить повышенный до 67 лет пенсионный возраст, грозит обложить дополнительными налогами банкиров и иностранных ритейлеров, повысить не облагаемый налогами минимум доходов, предоставить льготы угольной отрасли. Дуда критикует правящую партию за недостаточно быстрый рост зарплат.

Действующий президент, обвиняя оппонента в безответственном популизме, в последние дни кампании спохватился. Весь прошлый год он уделял главное внимание украинскому кризису и якобы нарастающей угрозе российской агрессии. Теперь обещает создать новые 100 тысяч рабочих мест для молодежи, пытаясь вернуть ее поддержку.

Вообще темы евроинтеграции, НАТО, европейской безопасности, российско-польских отношений играют в кампании обоих кандидатов гипертрофированную роль, что может отпугнут часть избирателей, которым, к примеру, не объяснишь все проблемы Польши происками Кремля. Обывателей не особо волнуют проблемы нынешних киевских наследников Бандеры, виновного, напомним, в волынской резне поляков. Их больше интересует собственный кошелек.

Российско-польские отношения пребывают на низшей точке за все постсоветское время. Последние двусторонние встречи на высшем уровне состоялись в мае 2010 года в Москве по случаю 65-летия Победы. Последний визит главы МИД России в Польшу — в декабре 2013 года. В прошлом году двусторонний товарооборот составил 23 миллиарда долларов, что на 17,6% меньше, чем в предыдущем. Польский экспорт к нам сократился на 15%.

В антироссийском настрое большинство польских политиков близки к консенсусу. Вопрос лишь в оттенках негатива, желчи, а то и откровенной вражды, как у партии "Право и справедливость". Словно из пыльных сундуков вынуты все возможные антироссийские фобии и мифы. Если действующий президент любит рассуждать, как надо обороняться от якобы готовых вторгнуться российских "зеленых человечков", то Дуда, более яростный сторонник поставок оружия Украине, пошел в антироссийской риторике еще дальше. Россию в его предвыборной программе уличают в намерении чуть ли не разделить страну заново в сговоре с Германией. Даже экс-президент Польши Лех Валенса, не большой русофил, назвал катастрофой такие заявления. Робкая надежда, что прагматик Дуда, стань он президентом, забудет о воинственной националистической риторике, которая многих настораживает и в ЕС. Хотя все равно нельзя исключать, что опять на свет божий будут вытащены темы катастрофы президентского самолета под Смоленском, станут выявлять "русских агентов" и выискивать какие-то еще сферы в отношениях с Россией, которые можно как-то испортить. Например, исправно работающее приграничное сотрудничество. Впрочем, более вероятно, что вне зависимости от того, кто станет президентом, отношения России и Польши будут двигаться по инерции в нынешнем русле.