"Крокодил" для Восточного

Город Сызрань. Крупнейший машиностроительный завод Тяжмаш. Для амурского космодрома здесь создают мощный механизм, с помощью которого ракету-носитель собирают, вывозят и устанавливают на стартовом столе. Сегодня механизм-установщик для Восточного испытывают в МИКе Тяжмаша.

Город Сызрань. Крупнейший машиностроительный завод Тяжмаш. Для амурского космодрома здесь создают мощный механизм, с помощью которого ракету-носитель собирают, вывозят и устанавливают на стартовом столе. Сегодня механизм-установщик для Восточного испытывают в МИКе Тяжмаша.

Вместо ракеты — массивные конструкции, имитирующие ступени носителя. Скоро механизм отправят на Дальний Восток. Сегодня стартовое оборудование для Восточного в главном приоритете машиностроителей.

В испытательном комплексе – тестирование верхнего силового пояса. Именно он удерживает ракету перед стартом. Вот так, в момент реального контакт-подъема силовой пояс разомкнется.

Город Сызрань крупнейший машиностроительный завод Тяжмаш. Здесь разрабатывали стартово-стыковочный блок системы "Энергия-Буран", антенны для наблюдения за космическими объектами, наземное оборудование для стартовых комплексов. Со времен запусков первых отечественных ракет, кабины обслуживания для подготовки запуска – тоже разработка Тяжмаша.

Сегодня на предприятии разрабатывают стартовое оборудование для космодрома Восточный. Большую часть уже проверенных конструкций отправили на строительную площадку амурского космодрома.

Вот кабина обслуживания российских ракет «Союз» на экваториальном космодроме Куру во Французской Гвиане.

А это — легендарный стартовый стол площадки номер два, Гагаринского старта. По сути, вся конструкция кабины — платформа с площадками для передвижения специалистов стартового расчета. Уровень минус семь – это седьмой этаж под землей в нише стартового комплекса. Здесь, под соплами висящей ракеты, трудятся десятки специалистов.

Кульминация старта – отрыв ракеты. Температура такая, что кажется – может сгореть все. Однако конструкция остается цела и невредима.

А это уже площадка космодрома Восточный. Вскоре здесь закипит работа.

Для амурского космодрома Тяжмаш спроектировал и транспортно-установочный агрегат. С его помощью ракету-носитель собирают, вывозят и устанавливают на стартовом столе.

Среди ракетчиков агрегат еще называют "крокодилом". И правда, когда этот мощный механизм поднимает и устанавливает ракету – кажется, что открывается пасть гигантского аллигатора. На Байконуре агрегат окрашен в зеленый цвет, что еще больше добавляет сходства.
Сегодня механизм-установщик для Восточного испытывают в Сызрани в МИКе Тяжмаша. Ракеты нет, вместо нее – вот такие массивные конструкции, имитирующие ступени ракеты-носителя. Вскоре установщик отправят на Дальний Восток, где вновь испытают.

Проектируют на Тяжмаше и новую заправочную башню для второй очереди строительства Восточного. Ее хотят сделать не только функциональной, но и необычной.

Новый космодром требует и новых технических решений. И хотя внешне может показаться, что различий не так много, на Тяжмаше постоянно дорабатывают и улучшают механизмы для стартовых столов.

Законы физики и аэродинамики при запуске со времен Икара – все те же. А вот неспокойная инженерная мысль стремится ввысь вместе с ракетами и новыми проектами.