Сенсация в мире искусства: в городке Бад-Дюркхайм на складе найдены шедевры скульптуры


фото: Global Look Press

Бронзовые кони Гитлера, которых на этой неделе обнаружила полиция Германии, сегодня отправились на реставрацию. Изначально эти статуи назывались "Шагающие кони". Они были сделаны скульптором Йозефом Тораком по личному заказу фюрера и стояли на наружной лестнице его резиденции.

Бронзовые кони Гитлера, которых на этой неделе обнаружила полиция Германии, сегодня отправились на реставрацию. Изначально эти статуи назывались "Шагающие кони". Они были сделаны скульптором Йозефом Тораком по личному заказу фюрера и стояли на наружной лестнице его резиденции. Каждая из скульптур оценивается примерно в 100 тысяч евро.

Сенсация в мире искусства: в Германии в маленьком городке Бад-Дюркхайм на складе немецкая полиция обнаружила шедевры — две бронзовые лошади, созданные Йозефом Тораком. В любом случае, такая находка, многотонные кони в натуральную величину, невероятное событие.

Но важно, конечно, имя автора "шагающих" лошадей. Это один из официальных скульпторов Третьего Рейха, один из любимцев Гитлера. Когда фашисты пришли к власти, Гитлер отдает распоряжение реконструировать рейхканцелярию. Для ее украшения Йозефу Тораку были заказаны парные фигуры коней. В 1939 они стояли на наружной лестнице новой рейхканцелярии, где был кабинет Гитлера.

Несколько слов об искусстве Третьего Рейха. Это особенный, очень интересный период, который отчасти перекликается с искусством Италии периода Муссолини, и с нашим социалистическим реализмом. Хотя у немцев этот стиль совсем уже плакатный, зрителя должна сразить величина и мощь атлетически сложенных людей, огромных звероподобных коней. Зритель должен ужаснуться, быть раздавлен такой монументальностью.

После войны кони оказались на территории Восточной Германии, украшали спортивную площадку советского военного городка. Надо сказать, что лошадям повезло, потому что многие произведения искусства Третьего Рейха просто уничтожали. В 1989 году, когда начался вывод советских войск из Германии, лошади исчезли. Было очень много полемики и догадок, и даже были предположения, что их вывезли в Советский Союз, но вот 20 мая 2015 года оказалось, что это не так.

Как сообщает Bild, каждая из скульптур оценивается приблизительно в 100 тысяч евро. Кто имеет права на шедевры, пока тоже не ясно, государство или потомки автора. В ходе обысков нашли и другие произведения художников Третьего Рейха.

К сожалению, произведения искусства, особенно это касается городской скульптуры и мемориальных досок, очень трудно защитить. Мы помним акты вандализма, когда ни в чем не повинные памятники взрывали и портили. Воры сдают в пункты приема цветных металлов для переплавки небольшие бюсты и памятные знаки. И таких случаев сотни.

Стоит вспомнить и других лошадей. Все знают коней скульптора Клодта на Аничковом мосту в Петербурге. Так вот такая же четверка украшала любимый дворец Николая Первого — Бельведер под Петергофом. В 1941году немцы очень быстро наступали на Ленинград. Этих коней в спешке закопали в парке. В 1944, когда началось восстановление пригородных дворцов, оказалось, что место это найти никто не может. Так до сих пор и не известно, лежат эти шедевры в земле или немцы увезли их в Германию, как и несчастного петергофского Самсона. До сих пор их ищут.

Но бывают и счастливые случаи, как с шагающими лошадями Торака. В Эрмитаже при проведении ремонтных работ в одной из стен обнаружили вмурованную туда скульптуру "Беглого раба" академического скульптора Владимира Беклемишева. Статуя оказалась в стене в 1947 году и провела там 64 года. Как это могло получиться, никто не знает. Радостно было, что скульптура из крашеного гипса почти не пострадала.