Улюкаев рассказал о сингапурских рецептах

После визита министра экономического развития Алексея Улюкаева в Брюссель на российско-европейско-украинские переговоры в некоторых газетах появилась информация, что Россия уже не настаивает на отсрочке вступления в действие украинско-европейского Соглашения об ассоциации.

После визита министра экономического развития Алексея Улюкаева в Брюссель на российско-европейско-украинские переговоры в некоторых газетах появилась информация, что Россия уже не настаивает на отсрочке вступления в действие украинско-европейского Соглашения об ассоциации, которое, как известно, еще как меняет режим российско-украинской торговли. Возникает вопрос: а что же тогда столько копий было сломлено, особенно в зиму 2013-2014 годов?

"То, что было с декабря по февраль, была очень острая стадия, которая касалась прежде всего ситуации на финансовых рынках. Сейчас ситуация на финансовых рынках стабильная. Но финансы — это такой драйвер ситуации в реальной экономике, опережающий индикатор. Там кризисы начинаются, и там же они заканчиваются. А до реальной экономики и негатив, и позитив докатываются с некоторым лагом, через несколько месяцев. Это означает, что у нас сейчас будет все-таки статистически фиксируемое ухудшение ситуации", — отметил Алексей Улюкаев.

- Потому что промышленность продолжает жить, как будто в декабре и январе, ибо финансы только сейчас ее догнали?

- Конечно. Потому что ставки по-прежнему недопустимо высокие. Кредит сокращается. Предприятия не готовы начинать новые инвестиционные проекты. Они ждут, что ситуация изменится. Люди не готовы проявлять дополнительный потребительский спрос. Они сейчас больше сберегают. Это затянувшаяся пауза.

- Мы все знаем, что цены на газ отстают от цен на нефть на несколько месяцев. Примерно такую же параллель вы проводите с промышленностью по отношению к финансам. То есть финансы уже восстановились?

- Абсолютно.

- А промышленность должна догнать финансы, получается?

- Да. И это 4-6 месяцев. По моим представлениям, конец третьего квартала — это смена знака динамики. Значит, до конца третьего квартала будет понижающийся, но со все с меньшим градусом наклона вниз. А где-то в конце третьего квартала поменяется знак — начнется постепенное восстановление. Думаю, что итог этого года будет немножко лучше, чем наш сегодняшний официальный прогноз, который, напомню, 2,8% спада в терминах ВВП.

- Немного лучше — это сколько?

- Может быть, 2,5%. Сейчас трудно сказать. Немного лучше.

- Мы являемся свидетелями саммита "Восточного партнерства" в Риге, свидетелями заявления украинцев по поводу невыплаты долгов. Из вашего отряда правительства прозвучала мысль, что все претензии по поводу ассоциации Украины с ЕС не то чтобы сняты, — больше не релевантны. Где мы в этом вопросе?

- Нет, это совсем не так. Претензии существуют. И мы только сейчас начали добиваться понимания нашей постановки вопроса в этих претензиях. Я говорю о другом: нет никакого смысла в продлении этой паузы о неприменении торгово-экономических статей.

- Отсрочили?

- Да. Потому что из 15 месяцев паузы уже прошло больше половины — почти 8 месяцев — за которые не сделано было ничего. Нам сейчас нужна определенность.

- Обеими сторонами или украинцами?

- Я считаю, что украинскими коллегами. Или мы получаем ответ на свои вопросы, или не получаем. Если мы не получаем, тогда мы должны вводить свои защитные меры, и больше оттяжки нам не нужны. Но я рассчитываю на то, что эта договоренность, которая была достигнута в Брюсселе, будет исполнена, что будут подготовлены документы. Мы не ждем, а работаем совместно над подготовкой этих документов. Это техническое регулирование, санитарные меры, таможенное администрирование, товарная либерализация по наиболее чувствительным для нас позициям, энергетика. Будут подготовлены соответствующие документы. И тогда момент истины должен будет наступить. Мы должны понять: эти документы отвечают нам на те важные вопросы относительно рисков, которые появляются у российской экономики при ассоциации Украины и ЕС, или не отвечают.

Но каким бы ни был соблазн после этого обратиться к событиям в Киеве, интересно мнение и других участников правительственного семинара.

"Мы говорили в том числе и о создании команды, о том, что люди должны быть мотивированы на результат. Я считаю, что задача развития Дальнего Востока сама по себе является высочайшей мотивацией. Просто с людьми надо говорить, надо, чтобы они каждый день помнили, что они не просто приходят на работу, бумаги какие-то пишут, передают их друг другу, — они создают условия для развития российского Дальнего Востока. Мне кажется, это высокая цель. Потом можно оглянуться и детям, и внукам сказать: вы знаете, я начинал этот процесс. Это круто. Недавно у нас закончилась встреча с руководством Google. Я спрашивал о том, как оно принимает решения об инвестициях в инновации и как оценивает, когда выходят из проекта", — рассказал вице-премьер Юрий Трутнев.

- Ему можно верить.

- Да. У нас такая задача стоит на острове Русском — создать интеллектуальный центр. Мне очень понравилось выступление нашего коллеги Германа Грефа. Он очень много говорил о системе оценки эффективности чиновников. Мы по Дальнему Востоку достаточно долго стартовали с созданием общей концепции развития, с созданием инструментов. Но сейчас мы вышли на ту планку, когда мы можем это посчитать.

"Здесь очень много интересных вещей", — отметил министр спорта России Виталий Мутко.

- Какие рецепты дали лекторы из Google, из Сингапура?

- Сингапур — это опыт. За короткий период сделать полную модернизацию страны, которая бы удовлетворила всех людей, которые живут в ней. Что касается Google, речь идет прежде всего о возможности выбора новых технологий, в которые нужно инвестировать.

- Как они их выбирают? Почему у них такой успех?

- Мы задали очень много вопросов: кто принимает решения, кто отбирает идеи, насколько они считают эти идеи реализуемыми, будут ли они полезны в обществе.

- Можно вложить огромные деньги, а результата не будет. Но у них почему-то получается.

- Они исходят из того, что выбирают те проблемы, которые накопились на планете. Сегодня большое количество людей умирает от определенных заболеваний — это огромная проблема. Возобновляемые источники энергии. Неравенство получения информации. Доступ в Интернет. Они выбирают глобальные проблемы. Но это для них не только бизнес — это проекты, связанные с решением глобальных мировых проблем. Исходя из этого, они начинают ставить конкретные задачи в этих областях, ищут инновации и технологии. Вот такой процесс.

"Думаю, что во всех выступлениях звучит первоопределяющая роль информационных технологий. У нас – самая большая стройка волоконно-оптической связи в мире: 215 тысяч километров прокладываем, чтобы подключить все малые населенные пункты. Поэтому никаких дополнительных затрат здесь нет. Наоборот, увеличение проникновения доступа современных услуг связи на 10% создает потенциал для роста валового внутреннего продукта примерно на 1,5%. Считаю, что это новые рабочие места, повышение качества оказания базовых услуг, причем не просто госуслуг, а именно качество образования, здравоохранения. Это в каком-то смысле очень правильный пример интересной инфраструктурной инвестиции", — подчеркнул другой участник правительственного семинара — заместитель председателя правительства Игорь Никифоров.

- Если 1,5% добавляет на фоне тех 2,5%, которые спрогнозировал министр Улюкаев, получается почти 60-процентная компенсация сокращения ВВП из-за кризисных и санкционных явлений?

- Доля интернет-зависимых рынков, то есть той части экономики, которая не смогла бы работать сегодня без современных услуг связи, — 10 % ВВП — 7 триллионов. И она будет расти.

- Необычный формат встречи. Он того стоит?

- Конечно. Не столько стоит, сколько нам всем приятно участвовать в таком мероприятии. И не только приятно, но и полезно. Безусловно, это надо тиражировать в наших командах.

"Мы договорились с Германом Грефом, что руководящие сотрудники Министерства культуры и ряда наших подведомственных учреждений пройдут специальные тренинги по работе с кадрами, по проектному планированию. Я буквально ловил каждое слово на лекции Грефа и забрал все документы. Что касается, например, лекции по глобальному взгляду на мировую историю, то мы уже набрали книг. Это гуманитарная проблема, которая очень интересна", — отметил министр культуры Владимир Мединский.

- В вашем случае, наверное, Google и Сингапур больше пользы принес?

- Не только. Здесь

"Очень важен метод, который дают нам для работы с коллективом, а также управление процессами государственного регулирования. Мы договорился с ректором Корпоративного университета Сбербанка о том, что для сотрудников Минтранса, для руководящего состава организуем аналогичный семинар, но не только для чиновников, а также для ректоров наших транспортных вузов и университетов, которых в нашей системе — 18", — сказал министр транспорта Максим Соколов.