Год президентства Порошенко: ожидания и реальность

25 мая – ровно год с того дня, как Петр Порошенко был избран пятым президентом Украины. Год, в течение которого граждане ждали, но так и не дождались воплощения в жизнь его программы, а с шансами на выполнение отдельных ее пунктов (таких, как вступление в ЕС), похоже, простились уже навсегда.

25 мая — ровно год с того дня, как Петр Порошенко был избран пятым президентом Украины. Год, в течение которого граждане ждали, но так и не дождались воплощения в жизнь его программы, а с шансами на выполнение отдельных ее пунктов (таких, как вступление в ЕС), похоже, простились уже навсегда. Зато столкнулись с новой реальностью — политическими убийствами. По совпадению, именно сегодня ровно 40 дней после смерти писателя и публициста Олеся Бузины.

Спустя 40 дней после убийства Олеся Бузины море цветов — и около дома, где жил писатель, и на кладбище. Сюда приходят не только близкие, но и его читатели. Родственники Олеся Бузины, с трудом оправившись от первого шока, пытаются понять, как им жить дальше.

Известно, что Олесь Бузина планировал сотрудничать с киевской газетой "Вести". Ее главред уверен: принципиальность Бузины не только в его текстах, но и в том, что он не уехал из страны. "Прежде всего, он для меня остался очень смелым человеком, — говорит главный редактор "Вестей" Игорь Гужва. — Как известно, у него была возможность подобно многим людям, которые не понимали Майдан и не понимают те изменения, которые произошли год назад в Украине. У них была возможность уехать из страны, приехать в Россию или еще куда-то. Он не стал покидать страну, он жил в Киеве, он открыто писал и говорил то, что он думает. Он был сторонником единой Украины, но при этом он не приемлел ту власть, которая сейчас есть, и открыто об этом говорил".

О ходе следствия — официально никаких данных. Даже никаких намеков на подвижки. Журналисты газеты "Вести" ведут собственное расследование, опираясь на свои контакты. Есть несколько выводов. "По мнению следствия, убийство совершили непрофессиональные киллеры, — продолжает главред "Вестей". — Это не был какой-то заказ мощнейших спецслужб, иностранных государств, которые наняли профессионала, чтобы ликвидировать Олеся. По их мнению, это не так, потому что почерк убийц показывал, что эти люди умеют обращаться с оружием, но это не люди, которые профессионально занимаются наемными убийствами. Это могут быть люди, которые воевали, но не профессиональные киллеры".

По данным журналистов, машина с транзитными иностранными номерами была ввезена в качестве гуманитарной помощи для зоны так называемой АТО, возможно, по упрощенной процедуре. Кому она принадлежала на момент убийства — сказать сложно. Видимо, автомобиль несколько раз перепродавали. Но связь с зоной боевых действий и военизированными структурами напрашивается. Милиция, по данным издания, сейчас склоняется к версии, что убийство Бузины — дело рук националистов. Другое дело — самостоятельно они действовали или по чьему-либо приказу.

"Я, кстати, предполагаю, что именно из-за того, что пока все ведет именно к этой версии, не к версии, что Олеся убили по заказу иностранных спецслужб, как изначально начали говорить в органах МВД, — добавляет Игорь Гужва. — Мы ничего не знаем официальных данных по следствию. Потому что, видимо, эта версия не очень удобна для озвучивания правоохранительными органами".

По-прежнему никаких новостей и об убийстве депутата-регионала Олега Калашникова. И эта тишина, по мнению экспертов, как раз — самое действенное средство в борьбе с инакомыслием. "Сейчас у нас ни одно серьезное преступление по большому счету не было расследовано — ни в Одессе, ни на Майдане, — отмечает политолог Михаил Погребинский. — И такое впечатление, что в некоторых случаях есть просто нежелание найти истину, найти виноватых".

Многие одесситы сейчас собирают подписи за установку мемориала жертвам массовых убийств. И требуют назвать виновных. Но даже сейчас акция на подступах к площади Куликово едва не закончилась потасовкой. Группа провокаторов пыталась сорвать траурный митинг, скандируя оскорбительные лозунги. А собраться перед Домом профсоюзов родные погибших не могут уже две недели: входы на площадь закрыты под предлогом смотра милицейских сил.

Захлебнувшиеся расследования — словно один из символов года президента Порошенко. Так же, как и растущее протестное движение. Всего лишь за месяц в Киеве — горящие покрышки и стук шахтерских касок. И сегодня снова на Майдане — очередная манифестация. Все помнят, как год назад Петр Порошенко заявлял: страна будет жить по-новому. Но, кажется, люди имели в виду что-то другое.

Идя на выборы прошлой весной, Порошенко обещал Украине стабильность. Теперь уже ясно: год ознаменовался для страны колоссальными испытаниями. Это, прежде всего, война на юго-востоке, а также полномасштабный финансовый кризис. Кажется, с каждым днем поддержка президента тает одновременно с надеждой избирателей. Вот данные свежих опросов: 51% украинцев совершенно или скорее не удовлетворен деятельностью президента. Лишь 17% частично или полностью довольны его работой. Киев к главе государства настроен более лояльно. На юго-востоке недовольных почти вдвое больше чем в столице.

С легкой руки "президента мира" (так называет себя сам Петр Порошенко) на Украине закипела гражданская война. В начале мая Порошенко пообещал вернуть донецкий аэропорт. Потом в присутствии Нуланд успел, по сути, от своих слов отказаться. И даже сейчас, когда Украина вроде бы обещает соблюдать минские соглашения, власти, по данным ополченцев, наращивают ударную группировку войск в демилитаризованной зоне. Экономика в итоге просто не выдержала войны. Конечно, были опасения, что курс гривны может снизиться. Но снизиться, а не рухнуть.

"Никто не думал, что гривна так рухнет! 300 процентов! – говорит политолог Александр Охрименко. — Думали, что курс будет 10 гривен к доллару, но если бы кто-то сказал про 20-23, никто бы не поверил. Инфляция 40-50%. Это ненормально!"

Еще один миф — о европоддержке. Когда Порошенко произносил клятвы во время инаугурации, новая власть рассчитывала на гигантскую помощь: 40 миллиардов евро из Брюсселя под минимальный процент, а то и 60! Реально Европа выделила 1 миллиард 600 миллионов евро в прошлом году, говорят эксперты, очередной транш — миллиард 800. Безвизовый режим остается более чем отдаленной перспективой. А после рижского саммита ясно: о вступлении в ЕС к 2019 году даже речи нет. На фоне многочисленных провалов Порошенко становится все более удобной мишенью.

Торговля с Россией за год упала на 60%. Гигантские потери. А на европейских рынках продукцию "Made in Ukraine" не очень ждут. По мнению экспертов, проблема Порошенко еще и в том, что ему не на кого опереться. "У него нет команды, — констатирует Александр Орхименко. — Нет единой цели. Непонятно, какие цели у Центробанка, у Минфина".

В чем Порошенко действительно преуспел, так это в приравнивании пособников нацистов к героям Великой Отечественной. А масштабная кампания по декоммунизации выглядит, словно попытка прикрыть все прочие неудачи.