Новый президент и новая экономическая политика Польши. Реплика Николая Корженевского


фото EPA

Польша – шестая по величине экономика Евросоюза. И единственная, кому удалось избежать спада во время финансового кризиса 2008 года. И вот Польша неожиданно меняет президента. Происходит это из-за политических неурядиц. Но теперь, наверняка, сменится и направление экономической политики.

Польша – шестая по величине экономика Евросоюза. И единственная, кому удалось избежать спада во время финансового кризиса 2008 года. Это страна с достаточно стабильным развитием, которая имеет реальный вес в Европе, не являясь членом еврозоны. И вот Польша неожиданно меняет президента. Происходит это, безусловно, из-за политических неурядиц. Но теперь, наверняка, сменится и направление экономической политики. Описание нового курса, которое излагал Анджей Дуда в ходе предвыборной кампании, нравилось избирателям. Звучало действительно хорошо. Но дорога рискует оказаться ухабистой.

С чем же шел на выборы новый лидер страны? Первое – откат в пенсионной реформе. В 2012 году президент Комаровски подписал указ о повышении пенсионного возраста для всех граждан до 67 лет. Дуда предлагает вернуть пенсионный порог к 60 годам для женщин и 65 – для мужчин. В ближайшие годы это будет для бюджета не самым дорогим удовольствием – в 2016 году это всего лишь миллиард злотых дополнительных ассигнований. Зато к 2030-му – уже более 10 миллиардов, или 3% всех бюджетных расходов. Повторюсь, дополнительно к уже существующим статьям по выплате пенсий.

Второе – спасение ипотечных заемщиков, которые взяли дешевые кредиты в иностранной валюте. В Польше для этих целей обычно использовали швейцарский франк. За последний год он подорожал к злотому на 20%, и теперь население испытывают дискомфорт при погашении долга. Анджей Дуда предлагает конвертировать ипотеку в национальную валюту, и переложить бремя убытка на банки. Финансовой системе это обойдется в 20-30 миллиардов злотых. Хотя за весь прошлый год она заработала всего 15 миллиардов злотых прибыли.

Третье – снижение налогов на домохозяйства с низким доходом и увеличение выплат для поддержки рождаемости. Малоимущим семьям предполагается выплачивать 500 злотых в месяц на каждого ребенка, столько же и остальным, но уже при рождении второго и последующих детей. Кажется, что сумма незначительна. Но оценим в масштабах всей экономики, и — вуаля, получается более 20 миллиардов злотых в год. А повышение порога дохода, не облагаемого налогами, лишит правительство примерно 15 миллиардов злотых в год. И здесь мы опять возвращаемся к вопросу бюджетной стабильности.

Если при Дуде удастся сформироваться правительство, которое примется реализовывать программу нового президента, о завидной макроэкономической стабильности можно будет забыть. Совокупная стоимость предложений нового президента составляет почти 200 миллиардов злотых, или 53 миллиарда долларов. Это две трети всех поступлений в бюджет в 2014 году или 11% ВВП. Фискальный баланс при таком сценарии будет ухудшаться на 2% ВВП в год. И на этом фоне предлагается собрать очень тяжелый единовременный налог с банковской системы, который кратно увеличит системные риски.

Вообще, повестка Дуды по духу очень похожа на социалистические "справедливые" реформы Виктора Орбана в Венгрии. А в памяти еще очень свежа картинка катастрофической разбалансировки и эпизод коллапса рынков в Будапеште. Появится ли в Европе еще один опасный прецедент, станет окончательно понятно осенью, после парламентских выборов. Но факт — дополнительный источник экономических рисков уже есть.