"Древний Радонеж" зарастает коттеджами

Охранная зона "Радонеж" – вновь в центре внимания. На заповедной земле опять активизировалась стройка. Там уже выросло больше сотни коттеджей. Жители, впрочем, настаивают, что охранные границы памятника весьма условны. А череда проверок и судебных разбирательств, похоже, лишь запутала ситуацию.

Охранная зона "Радонеж" — вновь в центре внимания. На заповедной земле опять активизировалась стройка. Там уже выросло больше сотни коттеджей. Жители, впрочем, настаивают, что охранные границы памятника весьма условны. А череда проверок и судебных разбирательств, похоже, лишь запутала ситуацию.

Рабочие в Радонежском заповеднике появились в полдень. Выкопали траншеи и принялись заливать фундамент.

"Документов никаких не было предъявлено в принципе, просто отвечали грубо", — рассказывает жительница соседнего поселка.

На шум сбежались жители соседнего поселка. Уже на их глазах строители начали отсыпать дорогу.

"Пошли "КамАЗы" с песком, с гравием, потом приехал трактор, разровнял это все — и сделали новую улицу", — говорит местный житель.

Рабочие заявили, что собираются возвести здесь двухэтажный коттедж. Стройку в охранной зоне удалось остановить только после приезда полиции.

"Мы обратились в правоохранительные органы. Также ежедневно ведется мониторинг этого места, чтобы стройка дальше не продолжалась", — отмечает руководитель администрации городского поселения Хотьково Игорь Болохов.

Местные власти сейчас пытаются выяснить, кто нанял рабочих. А защитники культурного наследия внимательно осмотрели ближайшие поля и обнаружили: большая часть их размечена на участки — от 50 до 100 соток.

"Разметили колышками границы новых территорий, участков, и скоро здесь появятся дома, в ближайшее время", — уверен местный житель.

На этих полях по берегам Пажи и Вори росли крепкие русские села, в которых процветали промыслы. Сам город стоял на древней оживленной дороге, ведущей из Москвы в Ростов Великий. Здесь прошла юность Сергия Радонежского. Город и его окрестности были полностью разрушены поляками только в XVII веке во время осады. Но сама земля здесь в прямом смысле сочится историей. Археологи начали раскопки на месте Радонежа уже в XX столетии. Так в 1986 году появился пятитомный проект зоны охраны памятника "Древний Радонеж". Документ установил три типа территории: зона самого памятника, прилегающие участки, где можно было только пасти скот, и зона регулируемой застройки — в общей сложности 8 тысяч гектаров. Но в конце 2000-х этот документ вдруг перестали замечать. Сначала 70 гектаров покосов передали в собственность якобы местному колхознику. Потом районная администрация разрешила строить там дачи, и предприимчивый пенсионер принялся распродавать надел по частям.

"Сразу же после этого началось строительство, начали возводить эти коттеджи. Когда хочешь пройти там, нам говорят: это частная земля, пошли вон отсюда!" – рассказывает житель соседнего поселка.

В теории пожилой человек давно должен был стать миллионером. Но почему-то не стал. Его интересы во всех инстанциях с самого начала представлял владелец строительной компании — некто Андрей Комин, который и начал возводить здесь коттеджи. Ему каким-то путем тогда удалось убедить областной Минкульт в том, что на этих землях отсутствуют культурные ценности. Нынешние чиновники оказались в затруднительном положении.

"Действует постановление 1986 года о зонах охраны. Его никто пока никто не отменял, и действуют все режимы: и природный ландшафт, и охранная зона. И на этих территориях строить ничего нельзя", — подчеркивает министр культуры Московской области Олег Рожнов.

Защитники Радонежа напрямую обратились к президенту с просьбой оградить заповедные земли от застройки. И следователи выяснили: в частные руки незаконно перешли больше 200 гектаров. Но никто из чиновников, передавших заповедную землю под застройку, в тюрьму так и не сел. А на полях тем временем снова стали появляться фундаменты будущих домов. Дело в том, что землю, которую дачники купили два года назад у Андрея Комина, решили не забирать и провести новые границы охранной зоны. И пока готовится обновленный план заповедника, застройщики спешат занять участки в живописном месте.