Четыре дня на пробу щита: внезапная проверка боеготовности в центре России

С аэродромов Центрального военного округа утром 26 мая поднялись в воздух более сотни боевых самолетов. Техника передислоцируется с мест базирования на оперативные позиции в рамках внезапной проверки боеготовности, которая была объявлена по приказу Верховного главнокомандующего Владимира Путина.

С аэродромов Центрального военного округа утром 26 мая поднялись в воздух более сотни боевых самолетов. Техника передислоцируется с мест базирования на оперативные позиции в рамках внезапной проверки боеготовности, которая была объявлена по приказу Верховного главнокомандующего Владимира Путина. К учениям присоединится и стратегическая авиация.

Десятки самолетов подняты в небо по тревоге – бомбардировщики, истребители и штурмовики. С авиабазы Шагол что под Челябинском вылетели Су-24 с полным боезапасом — снарядами разного калибра. В Курске встают на крыло новейшие истребители МиГ-29.

"МиГ-29 СМТ — модернизированный самолет самый современный, поколения 4+. Он способен выполнять боевые задачи истребительной авиации в полном объеме с предназначением во всем диапазоне высот — от предельно малых, до стратосферы, и в любых метеорологических условиях", — поясняет, чем модификация СMТ отличается от обычного МиГ-29, командир 14-го Гвардейского истребительно-авиационного полка Руслан Купчин.

Из Краснодарского края в низовья Волги отправилась крылатая подмога пехоты.

На сленге степной военный объект называют аэродромом подскока. По сценарию, основная воздушная гавань в Ахтарске подверглась атаке с воздуха. Все Су-25 срочно были переброшены сюда.

В чем прелесть таких внезапных проверок? Летчики не знают, какой приказ им поступит в следующую минуту. Это значит, что условия приближены к боевым.

Это значит, что времени на сборы почти нет. Думать и действовать надо быстро — в реальном бою от этого зависит жизнь. Пилоты боевого звена едва только заступили на смену, когда пришла команда на взлет. Михаила Белевича семья как обычно ждала домой к ужину. Но вечером он был уже в тысяче километров от дома.

"Сегодня с утра перелетели. Сегодня с утра позвонил родителям. Маме успел позвонить. Предупредил, что жив-здоров, готов к выполнению дальнейших задач", — признается пилот штурмового звена Михаил Белевич.

Пилоты говорят: только такие тренировки и могут по-настоящему проверить боеспособность подразделения. Они держат в тонусе. Не позволяют расслабляться. Даже тысячи часов налетов над родным аэродромом, где в памяти отпечаталась каждая кочка, не идут в сравнение с учебным боем в незнакомой местности.

"Интересно, конечно, будет. Будем работать на авиационных полигонах. Пока где и как, по каким объектам – неизвестно. Скоро узнаем. Ждем", — отмечает старший летчик штурмового звена Дмитрий Гаврилкин.

Модифицированные бомбардировщики Су-24 готовятся к взлету с аэродрома Мариновка под Волгоградом. На борту этих машин только оборонительное вооружение, потому как их основная цель — разведка. Для этого они оснащены мощной оптикой и лазерным сканером, поэтому могут следить за передвижением войск противника с высот и в три с половиной тысячи, и в пятьдесят метров. На бреющем полете и на предельно низких высотах разведчик просто исчезает с вражеских радаров.

Самолеты берут курс на полигоны Ашулук и Капустин Яр. Там развернется основной театр масштабных маневров. К месту учений уже выдвинулись системы ПВО, в том числе передовые зенитно-ракетные комплексы С-400 "Триумф". Для экипажей это отдельное испытание — тысячекилометровый марш-бросок по пересеченной местности.

Масштаб учений снова впечатляет. Военные осторожно называют лишь предварительные цифры. Порядка 700 единиц военной техники, более 250 самолетов и вертолетов, около 12 тысяч солдат и офицеров примут участие в этой проверке боеспособности российской армии.

"Вывести подразделения противовоздушной обороны на полигоны и провести с ними тактические учения с боевой стрельбой в соответствие с предназначением. Для практического выполнения боевых упражнений использовать наши крупнейшие межвидовые полигоны", — зачитывает свое распоряжение министр обороны России Сергей Шойгу.

На все про все у военных есть четыре дня. Военно-воздушные силы должны уложиться в нормативы по развертыванию авиации в полевых условиях. Кульминацией тренировки станут ракетные стрельбы на полигонах. И все это, по сути, репетиция перед главным армейским экзаменом года — стратегическими учениями "Центр-2015".