Тема:

Закон об НКО 1 год назад

"Династию" записали в иноагенты: что ждет фонд Дмитрия Зимина?

Благотворительный фонд "Династия", занимавшийся поддержкой российских ученых, теперь числится иностранным агентом. Министерство юстиции включило его в реестр некоммерческих организаций, финансируемых из-за рубежа. Что теперь ждет "Династию"? И кто может попасть в список "нежелательных" организаций?

Благотворительный фонд "Династия", занимавшийся поддержкой российских ученых, теперь числится иностранным агентом. Министерство юстиции включило его в реестр некоммерческих организаций, финансируемых из-за рубежа. Причина в том, что основатель фонда, предприниматель Дмитрий Зимин перечисляет деньги для него со своих иностранных счетов. Что теперь ждет "Династию"? И кто может попасть в список "нежелательных" организаций?

Фонд "Династия", по всей видимости, вот-вот перестанет существовать. Дмитрий Зимин — основатель компании "Вымпелком" и учредитель фонда — заявил, что не будет больше его финансировать. Структура с 2002 года активно поддерживает фундаментальную российскую науку.

Так остро бизнесмен отреагировал на решение Минюста о включении фонда в реестр иностранных агентов — организаций, которые получают деньги из-за рубежа и занимаются политикой. Известно, что "Династия", помимо прочего, спонсировала фонд "Либеральная миссия" Евгения Ясина.

Шума поднялось много — возмутились правозащитники, ученые и даже издатели. В организации на статус иноагента категорически не согласны. Мол, деньги действительно поступают из-за рубежа, но со счетов самого Зимина. Тема даже поднималась на встрече президента России Владимира Путина с представителями деловых организаций. Как рассказали по секрету участники мероприятия, глава государства взял вопрос на заметку. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментировал ситуацию журналистам, попросил сохранять спокойствие и не нагнетать.

"Если вы получаете деньги из-за границы и занимаетесь политическими вопросами, вы, естественно, должны заявиться как иностранный агент. Это не значит, что вам запрещается та деятельность, которой вы занимаетесь, то есть, никакого запрета на эту деятельность нет.... Если же он включен в этот перечень, а на самом деле никаких денег из-за границы он не получал, то есть все законные основания оспаривать в суде это решение", — отметил Песков.

А вот некоторым другим НКО в России "светит" реальный запрет. С подачи депутата от ЛДПР Виталия Золочевского пять организаций стали кандидатами на статус "нежелательных". Такое понятие вводит новый закон, который был подписан президентом всего два дня назад. Не путать с иностранными агентами.

В перечне парламентария, пожалуй, самые брендовые НКО: "Трансперенси интернешнл — Россия", Московский центр Карнеги, "Международный мемориал", Amnesty International и Human Rights Watch. У депутата есть подозрения, что деятельность этих структур угрожает России. Свои суждения он изложил в запросе в Генеральную прокуратуру — мол, пусть в ведомстве все досконально проверят. Сам либерал-демократ обвиняет организации в двойных стандартах и в том, что вмешиваются, куда не следует.

"Мы понимаем, что многие некоммерческие организации пытаются с помощью иностранного инвестирования нередко повлиять на исход выборов, так или иначе пытаясь повлиять на позицию наших граждан, россиян. Мое глубокое убеждение — что только граждане Российской Федерации должны влиять на ту политическую ситуацию, которая разворачивается у нас в стране", — объяснил депутат Золочевский.

В упомянутых организациях инициативу депутата не восприняли всерьез. Например, в Human Rights Watch список Золочевского назвали самопиаром.

Согласно закону, "нежелательными" Генеральная прокуратура может признавать НКО, которые угрожают безопасности и конституционному строю России. Новый статус фактически подразумевает запрет. Таким организациям нельзя будет открывать свои отделения в России, распространять материалы, пользоваться услугами банков. За работу в них предусмотрены штрафы, а руководителям — наказания в виде лишения свободы сроком до шести лет.

"Этот закон является абсолютно естественным и необходимым, особенно, если учесть, что государственный переворот на Украине в феврале 2014 года, который привел к тысячам погибших, к неисчислимым бедствиям на Украине, был проведен как раз неправительственными организациями, которые занимались политикой и получали при этом иностранные деньги. Поэтому этот закон — это просто закон против совершения государственного переворота и цветной революции в России", — считает политолог, член Общественной палаты РФ Сергей Марков.

Если организация будет признана "нежелательной", то обратного хода нет. Это решение нельзя опротестовать.