У валютных заемщиков появилась надежда

Суд подмосковного города Пушкино создал юридический прецедент, который может дать надежду всем, кому не по силам выплачивать ипотеку в иностранной валюте.

Суд подмосковного города Пушкино создал юридический прецедент, который может дать надежду всем, кому не по силам выплачивать ипотеку в иностранной валюте. Гражданка России, имя которой держат в тайне, выиграла дело у банка ВТБ, и теперь ее ежемесячный платеж по ипотеке рассчитают по курсу на день заключения банковского договора, то есть, по 24 рубля за доллар.

Красивые рекламные ролики: если оформить кредит, любая мечта осуществима — машина, квартира. В это поверила и жительница подмосковного Пушкина, гражданка Ч. — так ее называют сейчас в СМИ. Имя женщина пока не афиширует. В 2008 году она взяла валютный ипотечный кредит на покупку однокомнатной квартиры. Потом – кризис, резкий скачок курса доллара. И 164 тысячи долларов превратились в непосильную ношу.

Но вместо того, чтобы распродавать имущество для уплаты долга и процентов, женщина обратилась в суд. И выиграла! Фемида присудила: пересчитать ипотеку заемщице по курсу не выше 24 рубля за доллар.

Представитель Всероссийского общества валютных заемщиков Жанна Чепченко сообщила: "Все решения, которые были до этого момента, были исключительно в пользу банка. Для нас данное решение Пушкинского суда очень важно".

Осень 2014 года, доллар стоил 60 рублей. В плену валютной ипотеки оказались тысячи семей по всей стране. Отчаявшиеся люди начали объединяться в общества и организации, писали письма в надзорные органы, устраивали пикеты и митинги. Некоторые даже объявляли голодовку.

Елена Мамышева отказалась от еды на 11 дней. Итог — удаление желчного пузыря. Ее история банальна, как и у любого заемщика. Бывший учитель химии, в непростые 90-е она приехала в Москву на заработки вместе с маленькой дочкой. Семь лет скитаний по съемным квартирам и простое желание — иметь собственный угол — привело Елену в иностранный банк с валютным кредитом. Причина столь странного выбора проста: у Елены не было московской прописки, и российские банки отказывали в ипотеке.

Восемь лет Елена исправно носила деньги в банк, а после скачка курса доллара оказалось, что оплатила она только "накапавшие" проценты. "Я – человек юридически безграмотный, я не отрицаю этого. У меня педагогическое образование. И я не ясновидящая, которая могла бы что-то предположить", — признается Елена.

Многие эксперты уверяют, что банки были обязаны прописывать в договоре возможные риски для заемщика, иначе говоря, предупреждать о возможной опасности. Юридическая неграмотность клиентов еще не причина их обманывать. Но у финансовых учреждений — своя правда. Подпись клиента на документе есть – значит, все разъяснили, хоть и в устном порядке.

"Очень редко читают финансовые договоры от начала до конца. Ставя свою подпись под финансовым договором, вы принимаете на себя все пункты соглашения. Это соглашение является добровольным – вуса и того, кто выдал вам деньги", — подчеркивает портфельный управляющий УК "Альфа-Капитал" Андрей Дьяченко.

Решение Пушкинского городского суда наделало много шуму. Наверняка, многие валютные заемщики усмотрели в этом выход из своего положения. Но им стоит учитывать, что в российской судебной практике не применяется система прецедента, а это значит, что любой другой судья будет сам решать, опираться ли на решение судьи Кургановой или нет. Да и в деле гражданки Ч рано ставить точку. Сотрудник пресс-служба банка ВТБ-24 Елена Белошистова пояснила: "Окончательного решения по этому делу нет ВТБ-24 не согласен с решением суда первой инстанции. Оно обжаловано и находится на апелляционном рассмотрении".

Счет — 1:0, но ожидается, что он может измениться. Апелляционный процесс пройдет в Московском областном суде 22 июня. Он может стать одним из самых громких в истории финансового права России