Власти Канады не имели претензий к Владимиру Катрюку

Канадские власти не выдвигали никаких претензий к умершему там бывшему нацистскому карателю Владимиру Катрюку, хотя прекрасно знали о его прошлом. В списке наиболее разыскиваемых пособников Гитлера он занимал второе место. В стране спокойно живут и многие другие участники бандеровского движения.

Канадские власти не выдвигали никаких претензий к бывшему нацистскому карателю Владимиру Катрюку, хотя прекрасно знали о его прошлом. Более того, в стране без всяких проблем проживают и многие другие участники бандеровского движения. Известие о смерти Катрюка пришло в четверг. В списке наиболее разыскиваемых пособников Гитлера, составленном центром Симона Визенталя, он занимал второе место.

Он сжигал женщин и детей в собственных домах, а закончил уважаемым канадским пчеловодом на 94-м году жизни. Судьба Владимира Катрюка — пожалуй, самый типичный пример того, как фашистские преступники среднего уровня доживают свой век в странах Запада.

Он не был высокопоставленным нацистом. Катрюк — боец добровольческого батальона 115 и, позже, 118-го шуцманшафта — это вспомогательная полиция Третьего рейха. Ее формировали преимущественно из украинцев нацистских взглядов. По воспоминаниям очевидцев, это были самые свирепые каратели. Когда суд разбирал дело Катрюка, например, выяснилось, что он любил запирать людей в доме, поджигать строение и с пулеметом ждал, кто выбежит. Любил стрелять по уже горящим жертвам.

Катрюк в большинстве преступлений сознается сам, но заявит — его, мол, заставили. Цитата с судебного процесса в Канаде: "Ответчик признает, что он был членом Батальона 115 и позже Батальона 118. Однако он настаивает, что вступил в них не добровольно. Он утверждает, что вступление в батальон было единственной альтернативой депортации в Германию. Его показания подтверждены Иваном Сербиным и Георгием Хильчуком. Оба — и Сербин, и Хильчук — являются украинцами из Буковины. Оба — члены Батальона 118".

Конечно, заставить человека выполнять преступные приказы можно — разное бывает. Но непонятно, кто заставлял поджигать дома и ждать с пулеметом выбегающих женщин и детей. Даже преступные приказы можно выполнять по-разному. Но в той же цитате заметим и другое: в деле Катрюка были свидетели — украинцы из того же нацистского батальона. Что называется, служили три товарища, резали мирное население, ну, а на пенсии — в Канаде, там соцпакет хороший.

А пока — к суду. Дело, которое цитировалось — о лишении Катрюка канадского гражданства за то, что он скрыл свое нацистское прошлое, когда это гражданство получал. В итоге решили: нет никаких причин гражданства лишать — кто старое помянет…

Катрюку даже пришло письмо от канадских властей: мол, простите, претензий к Вам не имеем. А между тем Катрюк — номер два в списке самых разыскиваемых нацистских преступников центра Симона Визенталя. В нем — только наиболее отчаянные головорезы. Скажем, два нациста, что свидетельствовали по делу Катрюка — не в списке. В Канаде сейчас скрывается еще один самый разыскиваемый нацист. Они эту страну выбрали не случайно — огромная украинская диаспора фактически обеспечила им неприкосновенность.

Но глаза на совершение военных преступлений закрывают не только в Канаде. Нынешняя десятка самых разыскиваемых нацистов живет, особо и не прячась, по всей Европе и Америке — это официальные данные центра Визенталя. Это раньше, сразу после войны, высокопоставленные фашисты были вынуждены бежать, куда подальше — в Аргентину или Чили. Но теперь те, кого можно назвать "нацистами средней руки" — а это командиры карательных батальонов, палачи и просто "мясники" из концлагерей — оказались уважаемыми пенсионерами.

В своей книге "Старые нацисты, новые правые и республиканская партия" американский журналист Расс Беллант рассказывает: в конце 40-х и начале 50-х в США было перевезено около 400 тысяч нацистов из Германии. Позже многие из них стали частью политической элиты.

Схожий поток нацистов хлынул и в Канаду. Тот же, например, Катрюк перебрался туда как раз в это время, в 51-м году. А это значит, что сотни тысяч бывших нацистских преступников в считанные годы оказались в Северной Америке. Конечно, большинство из них — это 90-летние старики, возможно, скоро их уже вовсе не останется. Но эти сотни тысяч воспитали миллионы своих детей, которым сейчас 50-60-70 лет. То есть, это как раз возраст нынешней политической элиты. Например, кандидату в президенты США Хиллари Клинтон — 68 лет. Вице-президенту Джозефу Байдену — 73 года. А премьер-министру Канады Стивену Харперу — 56 лет. В общем, то самое поколение.