Что происходит с ОСАГО: "Росгосстрах" пытается заработать на клещах

Все больше автолюбителей, у которых истекает срок действия полиса ОСАГО, сталкиваются с неприятным сюрпризом: страховка зримо подорожала. Но если прошлогоднее повышение можно было объяснить, то в последние время происходит что-то невообразимое. Отдельный вопрос — про "Росгосстрах".

Все больше автолюбителей, у которых истекает срок действия полиса ОСАГО, сталкиваются с неприятным сюрпризом: страховка зримо подорожала. Но если прошлогоднее повышение можно было объяснить (не повышали много лет, девальвация повлияла на стоимость импортных запчастей, новая страховка стала стоить дороже, но и прикрывать лучше), то в последние время происходит что-то невообразимое. Отдельный вопрос — про "Росгосстрах".

Александр не мог даже подумать, что полис ОСАГО на его старенькую "шестерку" может "съесть" весь семейный бюджет. "Стоимость без ограничений на мой автомобиль составляет 16 тысяч рублей", — вздыхает мужчина. И такая огромная сумма набиралась за счет дополнительных опций, которые не предлагались, а навязывались компанией "Росгосстрах".

Типичный разговор со страховым агентом в Новокубанске:

- 5 тысяч 150 рублей.

- Почему 5 тысяч?

— ОСАГО и страховка на водителя.

— А мне не нужно страховку на водителя.

— А у нас только так.

— Почему?

— В "Росгосстрахе" такие вот условия.

Но самыми предприимчивыми оказались страховщики из Самарской области. "Мне предложили 300 рублей заплатить за укус клеща! Если клещ меня укусит, то мне выплатят эти триста рублей, которые уйдут на лечение", — возмущен Петр Ненашев — один из клиентов "Росгосстраха". И так самый обычный полис обязательного страхования автогражданской ответственности обрастал целой тучей дополнительных услуг.

Если клиенты отказывались, им указывали на длинную очередь или сразу на дверь. А ведь в маленьком городке других страховых компаний зачастую просто не было. "Росгосстрах" занимает треть рынка России. И стал этим пользоваться.

Сигналы и жалобы пошли не сотнями, а тысячами. Как рассказал зампред Центробанка Владимир Чистюхин — он курирует этот вопрос — в какой-то момент число предписаний превысило критический уровень.

"Мы неоднократно проводили встречи с крупнейшими страховщиками и указывали им на те недочеты, которые были сделаны, пытались, скажем так, в закрытом режиме купировать те проблемы, которые существовали. Но на каком-то этапе стало понятно, что дальше так ситуация развиваться не может, потому что мы рискуем вообще потерять сегмент ОСАГО как нормальный, рыночный и цивилизованный. Фактически мы будем иметь тот рынок, в котором есть беспредел страховых компаний, есть вечное недовольство потребителей. Так как нам не удалось договориться со страховой компанией, мы не увидели реальных свидетельств того, что ситуация кардинальным образом улучшается, то мы вынуждены были принять достаточно серьезное и тяжелое решение по ограничению лицензии компании на этот вид деятельности", — заявил Чистюхин.

Ограничение пока только по ОСАГО. И сроком на полгода. С 27 мая офисы "Росгосстраха" такие полисы не выдают. За это время должны быть устранены все нарушения. В противном случае наказание могут продлить.

"Росгосстрах" идет на диалог. Это очень серьезная компания с серьезным менеджментом, с очень серьезным и устойчивым финансовым положением. Было бы странно, если бы она не шла на диалог. Я понимаю, что эти три-четыре года тяжелой жизни в рынке ОСАГО немножко притупили ее ясный взгляд на наши сигналы и вообще на сигналы-регуляторы Но сегодня этот диалог налажен", — отметил Владимир Чистюхин.

Но пока суть да дело, не надо забывать, что клиентами "Росгосстраха" остаются 15 миллионов человек. И они уверены, что застрахованы.

- Как быть автовладельцам, которые имеют на руках полисы ОСАГО "Росгосстраха"? Им стоит переживать?

- Нет, не стоит, — уверен Владимир Чистюхин. — Компания финансово устойчива. Ее собственники, ее менеджменты сделали несколько заявлений. И я полностью с ними солидарен, что компания в полном объеме будет продолжать исполнять свои обязательства. Никаких сомнений у нас как у надзорного органа в этом нет. У меня полная уверенность, что компания "Росгосстрах" свои обязательства перед вами исполнит.

Суровое решение Центробанка — это сигнал и всем остальным участникам рынка страхования: играть нужно по-честному. Тем более что страховщикам пошли на встречу — чтобы сбалансировать рынок, уже дважды поднимали тариф.

"Это не только вопрос инфляции. В прошлом году мы повышали тариф в октябре в связи с тем, что повысилась ответственность по железу, то есть когда происходит авария и нужно ремонтировать автомобиль, лимит ответственности по ОСАГО был увеличен до 400 тысяч рублей. Увеличился лимит ответственности. Был поднят до 500 тысяч рублей по жизни и здоровью", — пояснил Владимир Чистюхин.

Но даже зная, что страховые выплаты стали больше, не все имеют возможность платить за полис ОСАГО по 6 тысяч рублей. По этому поводу уже обращались и к президенту во время апрельской "Прямой Линии". Глава государства дал поручение разработать механизм субсидирования. Для малоимущих. Как рассказали нам в Центробанке, такой понижающий коэффициент вполне может появиться уже к 2016 году.