Польша. Непростое десятилетие в Альянсе

Польша, Венгрия и Чехия отмечают десятилетие членства в НАТО
Это членство далось Польше непросто
Польша, Венгрия и Чехия отмечают десятилетие членства в НАТО
Это членство далось Польше непросто
Польша, Венгрия и Чехия отмечают десятилетие членства в НАТО. Это членство далось им непросто: миллиардные расходы на военную реформу, участие в далеких войнах и гибель собственных солдат. Но стали ли Варшава, Будапешт и Прага полноправными союзниками Альянса?

Польша, Венгрия и Чехия отмечают десятилетие членства в НАТО. Это членство далось им непросто: миллиардные расходы на военную реформу, участие в далеких войнах и гибель собственных солдат. Но стали ли Варшава, Будапешт и Прага полноправными союзниками Альянса? Для Запада партнер еще не значит друг.

Десять лет назад Польша вступала в Альянс. Характерно, что не кто-нибудь, а тогдашний госсекретарь США Мадлен Олбрайт лично контролировала процесс. Польские политики говорили: это символичный и важный день, мы навсегда возвращаемся в свободную Европу. Вспоминали 1939 год, начало Второй мировой и говорили, что вот теперь-то Польша навсегда будет в безопасности.

"Вступление в Североатлантический Альянс дало полякам чувство уверенности, что в случае какого-либо конфликта Польша не будет брошена на произвол судьбы. После прекращения действия Варшавского договора и после распада Советского Союза Польша искала свое место, и НАТО оказалось наиболее естественной и желаемой структурой", – заявил премьер-министр Польши в 2001-2004 годах Лешек Миллер.

Участие в НАТО обошлось недешево. По официальным данным, перевооружение и переподготовка армии стоят польской казне ежегодно около миллиарда долларов, не говоря уже о расходах на военные операции. Первая же акция польской армии уже как члена НАТО – вторжение в числе прочих в Югославию и оккупация Косова. Потом был Афганистан. Опять же в числе первых Польша отправила свой контингент и год назад по призыву из-за океана пообещала отправить в Южную Азию дополнительные силы.

В 2003 году в начале войны в Ираке старые члены Альянса еще сомневались, стоит ли?.. Франция и Германия открыто осудили агрессию, а Польша однозначно заявила о готовности участвовать в войне и в итоге получила под командование оккупационную зону в центральном Ираке. Но что за интересы были у Польши в Ираке? С кем боролись там войска? Польские политики до сих пор путаются.

"Интервенция в Ираке должна была быть ответом на террористическую атаку в США. Мы рассчитывали, что в результате интервенции будут уничтожены источники потенциального терроризма", – сказал заместитель руководителя фракции "Гражданская платформа" в сейме Польши Гжегож Дольняк.

Даже американцы Хусейна в терроризме и событиях 11 сентября не обвиняли. Но польские усилия за океаном оценили. Министр обороны США Дональд Рамсфельд открыто говорил: Америка отныне ориентируются на Новую Европу.

Польша еще в 2001 году охотно согласилась разместить у себя на территории элементы ПРО, а два года назад МИД страны договорился до того, что НАТО потеряло свою былую силу и в случае конфликта с Россией Польша может ждать помощи лишь со стороны США, а потому ей нужен двусторонний военный договор с Вашингтоном.

"Окружение президента Польши и сам президент – в большинстве своем люди, настроенные не по-дружески по отношению к Москве и даже ненавидящие Россию. Для них Россия является потенциальным врагом. Это анахроничное и вредное мышление для самой Польши и ее национальных интересов", – подчеркнул Лешек Миллер.

Через десять лет у Польши к главному союзнику накопилось немало претензий. США, называя Польшу партнером, полноценным союзником ее так и не признали. Военного договора не подписали. Не сделали и безвизовый въезд в Штаты, на что поляки почему-то очень сильно рассчитывали. И ключевым игроком ни в НАТО, ни в Европе, ни в мире Польша так и не стала, хотя очень хотелось.

"Братья Качиньские возомнили, что Польша будет страной, вокруг которой построят новую конфигурацию после падения Варшавского пакта. И в ней Польша будет опорным пунктом для американской политики", – отметила руководитель отделения фонда "Институт демократии и сотрудничества" в Париже Наталья Нарочницкая.

Разумеется, бывшие члены Варшавского договора не разделяют амбиций Польши на региональное лидерство. В Брюсселе тоже запомнили заявления про бессилие НАТО, и весьма характерно и то, как построил сегодня праздничную поездку Яап де Хооп Схеффер: утром прилетел в Будапешт, к вечеру перебрался в Прагу.

Венгрия, Чехия и Польша вместе вступали в Североатлантический Альянс, но сегодня до Варшавы генеральный секретарь не доехал. Его пресс-служба даже не сообщала, что у него есть такое намерение. Да и в самой Польше юбилей отметили по-тихому – без парадов и подобающих событию торжеств. Вряд ли из-за кризиса. Просто, видимо, не очень понятно, чего же все-таки добилась страна за эти десять лет в Альянсе.