Музей Солженицына открыли в его любимый праздник

В Кисловодске открылся первый в России музей писателя и мыслителя ХХ века Александра Исаевича Солженицына.

В Кисловодске открылся первый в России музей писателя и мыслителя ХХ века Александра Исаевича Солженицына.

Сбываются пророчества, казавшиеся невероятными, и в кисловодский дом, ставший музеем, Александр Исаевич возвращается в свой самый любимый праздник.

"Открывается музей на Троицу в том месте, откуда пошла его жизнь. Как будто колесо судьбы, которое завершилось. Думаю, если он пробьется через облака, то посмотрит на нас и порадуется", — сказала Наталья Солженицына, вдова Александра Солженицына.

Дом Гориной — родной тетки — в облака будто и устремлен островерхой крышей. Солженицын хранил его в сердце. Как велика была география жизни писателя, как страшны удары судьбы, но "расположение тех комнат и домов, где живешь в детстве, врезается в память как одна из основ мирового бытия".

Домик на скале, вспоминал Солженицын, особняк в живописной ребровой балке — стародачном районе Кисловодска — как из сказки: первый этаж — кирпичный, второй — бревенчатый, причудливо украшенный, балкон — с ажурной резьбой. Четыре года здесь проводят Солженицыны с мамой таисией Захаровной — с 1920-го по 1924-й.

Это музей образов, музей впечатлений, воплощенных в книгах, особенно в "Красном колесе". Здесь и свидетельство о рождении отца Исаакия Семеновича, погибшего за 6 месяцев до рождения сына, и аттестат, и диплом Александра Исаевича, и блокноты с его конспектами. Школа и Ростовский университет. Фронт и лагерь. Жизнь до публикации в "Новом мире" "Одного дня Ивана Денисовича".

В этой истории — дед, который на руках носил на службу в храм Святого Пантелеймона. Вместо него теперь — часовня. Старую церковь снесли. А в ней писателя крестили, и яркой вспышкой воспоминаний, как "вошли несколько в остроконечных буденовках, не снимая их и пренебрегая ходом службы, прорезались через толпу к амвону и в алтарь".

"Он жил вместе с этой малой Родиной. Для него главная Родина была Россия, страна со своими трагедиями и достижениями", — отметила Рахима Гочияева, старший научный сотрудник кисловодского историко-краеведческого музея "Крепость".

Пробираясь сквозь заросли, идем дорогой Солженицына. В 1994-м он вернулся в Россию и приехал в Кисловодск. И сразу безошибочно повел всех именно к месту своего рождения. Старый бабушкин дом уцелел в 1918-м, когда снаряд упал во двор, но был взорван в 70-е, когда писателя пытались вычеркнуть из истории города.

В 1994 году Солженицын совершил, как он говорил, "проходку по городу", и город "пошел" за ним — от санатория Орджоникдзе по улице Ленина — бывшему Александровскому тракту. А когда писатель поднимался на сцену филармонии, людей было так много, что решили распахнуть все двери.

Слово Солженицына звучит сегодня снова. "Крохотки" читает Александр Филиппенко. Оркестр исполняет прелюдии Шостаковича. На концерт пришли уже и внуки писателя.

Корни — это то, что держит на земле, не дает сломаться и расчеловечиться. Семья и дом, который в детстве и есть весь мир.

"Залитая солнцем небольшая чистая угловая комната, посреди которой я лежу в кроватке с веревочной сеткой и помню, куда головой, и понимаю, какой хороший день, а мама подходит со стороны", — эти записи Наталья Дмитриевна читает впервые.

Удивительная память Александра Исаевича сохранила и ту ступеньку на лестнице, о которую больно грохнулся, когда бабушка послала отнести на второй этаж ручную кофейную мельницу. А красное колесо — образ не с тех ли пор, как заворожено глядел на паровозный разворотный круг?

"У него была духовная связь с Россией. Он никогда из нее не уезжал, даже когда вывезли в наручниках, он все равно оставался в России", — сказал режиссер и писатель Станислав Говорухин.

"Я действительно родился в Кисловодске и невольно люблю его за это", "Здоровье России — в провинции" — эти слова Александра Исаевича здесь повторяют. И в избалованном именами Лермонтова и Пушкина городе новое место силы — дом Солженицына.

А есть еще и автографы в краеведческом музее, и три сотни книг в библиотеке, и значит, не зря писатель верил "в наше душевное очищение, в национальное возрождение России" и в то, что правда вернется к народу.