Интернет-монополисты диктуют цены

Интернет-монополисты диктуют цены
Крупнейшие российские интернет-провайдеры объявили о повышении тарифов. Участники рынка прогнозируют, что их рост в среднем будет на уровне 25 – 30%.

Крупнейшие российские интернет-провайдеры объявили о повышении тарифов. Участники рынка прогнозируют, что их рост в среднем будет на уровне 25 - 30%. Эксперты считают, что отсутствие недискриминационного доступа к крупным сетям мешает появлению новых операторов, возникновению конкуренции и снижению стоимости услуг.

С 1 марта цены на услуги широкополосного доступа в Интернет уже подняла компания "Комстар". Повышение в среднем составит 10%. Аналогичные планы разрабатывают и другие провайдеры, в частности, "Акадо" и Net by Net.

При этом Интернет дорожает параллельно с мобильной связью. Эксперты ожидают, что в 2009 году тарифы сотовых операторов вырастут на 35-40%. О повышении тарифов на связь  уже объявил один из операторов большой тройки ОАО "Вымпелком".

По мнению аналитиков, есть смысл ждать повышения тарифов на услуги доступа в Интернет от межрегиональных компаний крупнейшего в России коммуникационного холдинга "Связьинвест". Эти компании уже поднимают плату за телефонную связь почти по всем регионам.

Как свидетельствуют данные Федеральной антимонопольной службы (ФАС), конкуренция на рынке услуг доступа в интернет остается низкой, несмотря на рост числа провайдеров (за последние 6 лет оно увеличилось с 300 до 2 тысяч компаний). Так, в сегменте широкополосного доступа по выделенным линиям и телефонным сетям концентрация составляет от 75 до 85%, в сегменте xDSL более 50% региональных рынков принадлежит межрегиональным компаниям и только в сегменте доступа по выделенным сетям и кабельным сетям концентрация ниже - около 40%.

По мнению экспертов, российский рынок широкополосного доступа в Интернет по-прежнему остается монополизированным, что провоцирует повышение тарифов при невысоком качестве услуг. Крупные игроки рынка владеют магистральными сетями, доставшимися в наследство от советской системы связи. Фактически сами сети и являются главным инструментом монополии, обладатели солидной федеральной инфраструктуры вольны диктовать собственные условия любому пытающемуся проникнуть на рынок игроку.

Одним из важнейших вопросов обеспечения конкурентных условий на рынке интернет-доступ остаются условия присоединения альтернативных операторов к существующим сетям. Облегчить условия присоединения для мелких компаний можно было бы, внеся соответствующие изменения в Федеральный закон "О защите конкуренции". Проект изменений был разработан и предложен целой группой заинтересованных сторон во главе с ФАС.

Однако Минкомсвязи не одобрило предложенных поправок, акцентируя внимание на том, что существенные операторы имеют на свои сети права собственности. Там полагают, что "проблема недискриминационного доступа к инфраструктуре электросвязи не имеет отношения к теме свободной конкуренции".

Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что изменения в правилах недискриминационного доступа к инфраструктуре связи будут рассмотрены после так называемого второго антимонопольного пакета, который призван определить ключевые понятия недискриминационного доступа.

Эксперты считают, что именно отсутствие недискриминационного доступа к крупным сетям мешает появлению новых операторов и возникновению конкуренции. "Толк от введения на рынок новых мелких игроков, безусловно, есть. Например, в тех регионах, где работают больше трех операторов, тарифы ниже", - отмечает исполнительный директор Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Виталий Слепаков.

Однако пока крупные провайдеры не готовы к созданию условий недискриминационного доступа к сетям для других игроков, указывая на собственные усилия и затраты для поддержания инфраструктуры. Глава "Комстар - Объединенные телесистемы" Сергей Приданцев считает, что спор между крупными и мелкими операторами лежит сугубо в имущественной плоскости. Представитель "Связьинвеста" Юлиана Соколенко указывает на расходы по содержанию и модернизации сети.

Как отмечает "Парламентская газета", компании действительно поддерживают инфраструктуру за свой счет, но получили они сети в период приватизации практически даром. Гигантские абонентские базы также достались им без затрат на рекламу, без борьбы за клиента. Выросшим в таких условиях компаниям, разумеется, не может нравиться ситуация, когда новые мелкие операторы пытаются строить на их инфраструктуре собственные сети и создавать хоть какую-то конкуренцию монополистам, делая услугу доступа в Интернет действительно доступной для всех россиян без оглядки на кризис, пишет издание.