Кризис сделал фриланс популярным

Работа с гибким графиком становится все более популярной в условиях кризиса. Так называемые фрилансеры оказались популярны у работодателей в период финансовых проблем. Исследование, проведенное Высшей школой экономики, показало, что число тех, кто ищет сдельную временную работу, стало расти.

Работа с гибким графиком становится все более популярной в условиях кризиса. Так называемые фрилансеры оказались популярны у работодателей в период финансовых проблем. Исследование, проведенное Высшей школой экономики, показало, что число тех, кто ищет сдельную временную работу, стало расти. С другой стороны многие компании отдают предпочтение именно таким наемных сотрудникам. Сдельная оплата выгоднее регулярных зарплат.

"Мы выбираем, нас выбирают..." Этот жизненный принцип применим не только в личных отношениях, но и в работе, вернее, в ее поиске. Свобода выбора на рынке труда - ради этой свободы тысячи фрилансеров ушли от зарплат из офисных кресел на вольные хлеба.  Но не всем сопутствует успех.

"Стало меньше прямых заказов от крупных работодателей, более или менее крупных заказчиков. Много мелочи", - делится своим опытом Михаил. 

Он изготавливает логотипы для фирм, рекламные вывески, плакаты - это все его стихия. Правда, в этой среде сейчас не очень уютно. Кризис бьет по бизнесу. Фрилансеры тоже это ощущают.

"Просто в этом секторе, в принципе, стало меньше заказов, потому что количество заказов зависит от организации новых фирм и от запуска новых брендов. Сейчас их просто меньше открывается и запускается. Поэтому и логотипов и фирменных стилей требуется меньше", - говорит Михаил. 

Сейчас у Михаила много свободного времени. Спасают доходы, полученные еще в прошлом году. За один раз можно заработать несколько тысяч долларов. Денег должно хватить до следующего заказа. Экономия - это тоже часть жизни фрилансера. Кто знает, когда будет следующее задание. Но Михаилу скорее не повезло. Большинство филансеров как раз сейчас, в кризис, находятся на подъеме.

"Сейчас в разработке 6 проектов. В общем, все неплохо на самом деле", - радуется Александр.

Александр весь в работе. Его сфера занятости - Интернет, разработка сайтов, поддержка проектов. Здесь тоже много рекламы, но она дешевле. И, похоже, что именно в этот рынок устремили свои ресурсы многие компании.

"Рекламные бюджеты довольно сильно урезались, поэтому народ, который раньше размещался на наружной рекламе, они активно сейчас перешли в Интернет. На самом деле сейчас с кризисом стало больше мощных проектов, то есть, несмотря на кризис, объем заказов и средняя стоимость заказов выросли", - считает Александр. 

Здесь важна командная работа. Одному не выжить. Потому часто фрилансеры трудятся группой, делят между собой заказы. При этом могут общаться через Интернет и жить вообще в разных городах. Есть даже известные в своих кругах звездные сотрудники. Так сказать топовые фрилансеры с репутацией, имена которых популярны и уже представляют некий брэнд. Их работа и стоит дороже.

Фрилансер – человек, для которого нет границ государств. Зная язык, можно работать через Интернет на зарубежные компании. Елена Беренко живет в украинских Черновцах. Берет переводы, знает английский, украинский и русский. Много заказов из России.

"Ну, сейчас один крупный заказ начинаю с одной фирмой на перевод", - делится она своими планами.

Самым сложными были ноябрь-декабрь прошлого года. Работы мало, сейчас все налаживается. Доходы не сказочные, но на жизнь хватает.

- Я по тысяче знаков считаю.

- Сколько тысяча знаков стоит?

- У меня - 4-5 долларов.

- Это считается много или мало?

- В принципе, это считается средне. Черновцы - город маленький, самый маленький областной центр на Украине. Так что для нас это считается приличная цена.

Проблема еще и в том, чтобы получить свои деньги. Это не так просто. Большинство фрилансеров используют электронные платежные системы. Виртуальные деньги надо потом обменять на реальные. Так что схема получения зарплат тоже должна быть отработана.

Слова некоторых наших фрилансеров об увеличении заказов в период кризиса подтверждают недавнее исследование, проведенное в Высшей школе экономики. Авторы работы опрашивали тысячи вольных художников и выяснили: заказов прибавилось. Один из исследователей - Денис Стребков - заметил, что кризис стал своего рода двигателем фриланса.

"Мы задавали вопрос: "Когда вы стали фрилансером?" Мы видим, что в 2008 году идет резкий всплеск, появляется большое число новичков. Некоторые из них это люди, которые используют фриланс в качестве подстраховки, то есть их, может быть, еще не уволили, но они ищут параллельный заработок. А некоторые после увольнения", - рассказывает Денис Стребков.

Среднестатистический портрет современного фрилансера - это молодой человек около 30 лет, с высшим образованием. Работает в основном по ночам. От четырех до шести часов в сутки. Для многих это дополнительный заработок, особенно, что касается студентов. Они охотно выбирают текстовую работу, переводы, редактирование. Доходы невысокие, но в кризис все сгодится.

Несмотря на рост числа фрилансеров, рынок свободного труда вовсе не перегружен. Именно такие наемники сейчас и нужны компаниям. Руководство экономит на сотрудниках с окладом, дешевле платить сдельно за выполненную работу. Суммарные доходы фрилансеров от 25 до 50 тысяч рублей в месяц. Если работать в полную силу, у некоторых выходит и больше. Многих это устроит, надо только попробовать.

Объявление в Интернете - некая кровельная фирма предлагает сделать прайс-лист своей продукции. 35 листов - объем работы, за каждый - тысяча рублей. Получается 35 тысяч  - неплохая сдельная работа. Зная компьютер, несложные табличные программы, это по силам. Надо только звонить.

- К сожалению, у нас этим всем девушка занималась, но она в отпуске.

- И больше никто этим не занимается?

- Совершенно верно.

Выходит неувязка. В компании не могут понять, кто размещал заказ. Процесс поиска - тоже часть жизни фрилансера, и этот поиск может затянуться, зато в конце порой ждут самые неожиданные предложения.

- Начиная от того, что нужно доставить цветы в каком-то городе, всего 700 городов, где представлены наши агенты, заканчивая тем, что за какую-нибудь компанию выступить на аукционе, например.

Это называется Агентство особых поручений. Здесь платят за выполнения самых необычных заданий и даже за их разработку. Юрий Белоусов руководит фирмой Е-generator. Креатив приветствуется.

"Из Москвы понадобилось подарить девушке в Норильске замороженную розу, например, то есть ему надо было, чтобы розу засунули в пластиковую бутылку, залили дистиллированной водой, заморозили, разрезали бутылку и в таком замороженном варианте вместе с открыткой "Растопи мое сердце" доставили девушке", - рассказывает Юрий Белоусов. 

Можно заработать и своим творчеством, писать статьи на заказ. На одном из сайтов предложение рассказать об электронных платежных системах, вознаграждение 30 долларов. Не много, тут надо еще поискать. А Юрий Белоусов рассказывает о том, как юмор может стать источником заработка. Хотя юмора понадобится много.

- Та же самая юмористическая передача. Она заказывает шутки. Фрилансеры пишут шутки, через Интернет им зачисляются деньги, они их потом выводят. 

- Если не секрет, сколько хорошая шутка стоит?

- Рублей сто.

Здесь, как и в любом деле, надо найти свое призвание - переводы, фотография, программирование, заказы от 10 рублей до нескольких десятков тысяч ежедневно ищут своих исполнителей. Главное, только выбрать то, что по душе и по силам. Сдельные заработки становятся все более выгодными и для компаний и для сотрудников. Тысячи вольных художников отбирают заказы для себя, выполняют работу и исчезают, чтобы через некоторое время приступить к другому ответственному и прибыльному заданию.