Одесса проглотит Саакашвили. Реплика Максима Кононенко


фото EPA

1 декабря 2014 года грузинские средства массовой информации сообщили, что бывшему президенту Грузии Михаилу Саакашвили был предложен пост вице-премьера Украины. Однако Михаил Николозович отказался, сопроводив свой отказ такими словами: "Моим приоритетом является моя страна — Грузия".

1 декабря 2014 года грузинские средства массовой информации сообщили, что бывшему президенту Грузии Михаилу Саакашвили был предложен пост вице-премьера Украины. Однако Михаил Николозович отказался, сопроводив свой отказ такими словами, цитирую: "Моим приоритетом является моя страна — Грузия, только поэтому я не согласился на это предложение".

В конце февраля этого года Саакашвили заявил, что готов вернуться в Грузию, чтобы с помощью выборов попытаться снова вернуться во власть. И, в очередной раз рассказал об отказе стать украинским вице-премьером, поскольку это потребовало бы от него сменить гражданство, повторил свою мысль: "Я считаю, что моя страна имеет большое будущее". "Моя страна" здесь, разумеется — Грузия.

И вдруг — как гром среди ясного неба. Михаил Саакашвили принимает гражданство Украины, что автоматически лишает его гражданства Грузии, и становится... Нет, даже не вице-премьером! Он становится губернатором Одесской области. Сказать, что наблюдатели и политические аналитики удивились — ничего не сказать. Они, пораженные, застыли с раскрытыми ртами.

Между тем, обнаружить в назначении внутреннюю логику довольно несложно. Во-первых, Саакашвили и президент Украины Петр Порошенко в некотором смысле — политические близнецы. Оба они стали президентами в результате антиконституционных переворотов. Оба получили в наследство разрушенные экономики. Оба потеряли территории в результате безграмотной национальной политики. И Порошенко нуждается в таком соратнике, как Саакашвили — по крайней мере, тот смог получить значительную иностранную финансовую помощь, и даже довольно долго выдавать построенные на полученные деньги стеклянные отделения полиции за грузинское экономическое чудо.

Саакашвили же тоже выбирать не приходится. В Грузии на него заведено уголовное дело о растрате, и это не считая вопросов о таинственных смертях некоторых грузинских политиков, например, Зураба Жвания. В США беглого президента не ждут — осенью минувшего года ему отказали в рабочей визе. В Европе Михаила Николозовича тоже не любят — не могут простить ему вранье о том, кто именно начал войну 2008 года. Ну то есть, не вранье, конечно, не могут простить, а то, что европейским политикам пришлось выглядеть дураками.
Так что, как в песне поется, "вот и встретились два одиночества". Саакашвили, кроме Украины, бежать некуда. Порошенко больше негде искать политических союзников.

Но это аспект психологический. А во-вторых, есть аспект политический. Главная задача, поставленная сейчас себе Петром Порошенко, — вызвать огонь на себя. Заставить-таки Россию открыто применить военную силу по отношению к Украине, чтобы стать жертвой и втянуть в конфликт западные страны. На юго-востоке это сделать пока не получается — упрямые лидеры ЛНР и ДНР продолжают твердить про минские соглашения и не поддаются на провокации. Но есть еще одно место, где можно попытаться разжечь. Это Приднестровская молдавская республика. В которую, во-первых, десять дней назад Украиной был запрещен российский военный транзит. Во-вторых, которая непосредственно граничит именно с Одесской областью Украины. Где теперь принимать решения будет Михаил Саакашвили, имеющий богатый опыт обстрела спящих городов из установок залпового огня.

Но все же смена гражданства — серьезная жертва. Теперь Саакашвили нет пути назад, в Грузию. Для грузинской политики он даже не умер, а исчез, аннигилировал. Ради чего такая жертва? Ну не ради же поста назначаемого губернатора в унитарной стране.

Лично я думаю — вряд ли. Скорее всего, этот пост — переходный. Это цена, которую Саакашвили должен заплатить за то, чтобы в случае успеха авантюры занять куда более высокий пост. Пост премьер-министра.
А поскольку пост премьер-министра Украины сейчас контролируется кем угодно, но только не президентом Украины, — мы, кажется, становимся свидетелем того, как Петр Алексеевич Порошенко начинает свою собственную игру.

Впрочем, за всеми этими теориями мы чуть не забыли о главном — об Одессе. Прекраснейшем из городов. И тут я спокоен. Город, основанный немкой Екатериной Второй по предложению испанца Осипа де Рибаса, построенный по плану бельгийца Франца де Воллана и возглавленный французом Арманом-Эммануэлем де Ришелье, трудно чем-нибудь удивить. И он, конечно, проглотит грузина Саакашвили и продолжит жить дальше. Вне зависимости от того, на территории какого государства он, волею судеб, в данный момент оказался.