"Дом с барельефами" вот-вот останется без барельефов

Доходный дом работы архитектора Жерихова в центре Москвы несет новые потери. Здание, украшенное фривольными изображениями русских классиков, пребывает в плачевном состоянии. С фасада пропали важные элементы декора. Оставшиеся – рабочие время от времени скалывают, как скорлупу.

Доходный дом работы архитектора Жерихова в центре Москвы несет новые потери. Здание, украшенное фривольными изображениями русских классиков, пребывает в плачевном состоянии. С фасада пропали важные элементы декора. Оставшиеся — рабочие время от времени скалывают, как скорлупу. Почему памятник архитектуры не реставрируют?

Вот Гоголь подглядывает за поцелуем Пушкина, словно выискивает новый сюжет. А рядом то ли Достоевский, то ли античный мыслитель тянет губы к юной музе. "Дом с барельефами" — легенда Арбата. Но теперь здесь обсуждают откровенные сцены совсем другого характера. По всему фасаду штукатурка то тут то там обнажила столетний кирпич, а дом теряет даже не лицо — лица.

История появления фривольного барельефа с русскими классиками на фасаде дома в Плотниковом переулке загадочна и доподлинно неизвестна. Но якобы здесь — первое скульптурное изображение графа Льва Толстого, притом прижизненное, а в других фигурах можно угадать и Гоголя, и Пушкина. Но сегодня классики — в буквальном смысле уходящая натура. Иногда богатую лепнину на доходном доме Бройдо архитектора Жерихова отколупывают, словно какую-то старую краску. На любительских кадрах видно, как некий человек просто срывает лепнину и швыряет ее на асфальт. Чудо, что тяжелые куски бетона не угодили в прохожих. Делает это рабочий не спеша и деловито. Это при том, что у дома статус памятника регионального значения.

Три месяца назад "Вести-Москва" уже рассказывали о плачевном состоянии памятника модерна, и тогда одна маска еще украшала вход в дом. Теперь нет и ее.

"Были разрушены декоративные элементы над подъездом на уровне второго этажа. Одна была сбита грузовиком, вторая непонятно как исчезла — видимо, тоже сбита. И потом добили все кусочки, которые оставались", — рассказывает жительница дома №4/5 Ирина Доброва.

По легенде, скульптуры на фасаде дома — кусочки одного фриза. Его изготовили для Музея изящных искусств, нынешнего ГМИИ имени Пушкина. Но директор Иван Цветаев категорически отверг работу. Не пропадать же добру, решил архитектор Жерихов и разместил муз в объятьях классиков на фасаде дома. Другая версия — куда прозаичнее.

"Есть легенда, что якобы здесь находился публичный дом, и эти барельефы были каким-то опознавательным знаком, Но дом терпимости располагался в двух кварталах отсюда, а здесь был простой многоквартирный доходный дом", — подчеркивает историк-краевед Филипп Смирнов.

Из почти двух десятков барельефов в целости остались единицы. Осадки, время и ремонтные работы расчленили некоторые фигуры на кусочки. То из-за водостока выглянет рука, а где-то от музы остались одни ножки. Выглядит это особенно странно на фоне свежеотреставрированных соседей по улице.

"Мы есть в плане реставрации. Нам сообщили, что в 2015-17 году мы в перечне на капитальный ремонт. Видимо, проблемы с финансированием", — полагает Ирина Доброва.

"Если здесь ТСЖ, то нужно получить согласие всех членов ТСЖ, получить ассигнования, государство не должно оплачивать это в полной мере, а должны оплачивать собственники — вот в этих коллизиях все завязает", — уверен Филипп Смирнов.

Пока судьба дома в Плотниковом переулке остается неизвестной. Реставрировать — и это понятно — нужно, но вот за чей счет — вопрос открытый. Собственники квартир надеются на помощь города. Но в Департаменте культурного наследия мы комментариев так и не получили. Так что вполне возможно, что овеянные легендами барельефы и сами скоро станут мифом.