Канада призналась в "культурном геноциде" индейцев


фото EPA

В Канаде обнародован доклад, посвященный практике насильно забирать детей аборигенов в закрытые школы, которая действовала в стране более ста лет. В докладе указывается, что в большинстве школ дети содержались в неподобающих условиях, подвергались физическим и моральным унижениям и часто погибали.

В Оттаве обнародован многостраничный доклад, посвященный закрытым частным школам, в которые в обязательном порядке забирали детей индейских племен, а также алеутов, эскимосов и других коренных народов, проживающих на территории страны, сообщает New York Times. Эта практика существовала в стране более ста лет – с 1883 по 1998 года. Лишь спустя десять лет после закрытия программы, в 2008 году правительство Канады принесло официальные извинения коренным народам.

Доклад, созданный Комиссией по правде и примирению, писался шесть лет. В нем анализируются государственные акты, документация школ, а также интервью их учеников – всего было опрошено 6750 человек. Результаты шокируют: в большинстве школ выявлены факты халатности, жестокого обращения с детьми, включая угрозы, унижения, физические наказания и сексуальное насилие. В докладе также отмечается, что авторам удалось документально зафиксировать 3,2 тысячи смертей, однако есть все основания полагать, что их общее количество составляет не менее 6 тысяч человек.

"Канадское правительство проводило эту политику культурного геноцида потому что хотело отделаться от правовых и финансовых обязательств перед коренным населением и заполучить контроль над их землями и ресурсами, — отмечается в докладе. – Если бы все коренные народы абсорбировались в существующую политическую систему, не стало бы ни резерваций, ни законодательных актов, ни прав аборигенов".

Тем не менее, пишут авторы доклада, полноценной ассимиляции, как правило, мешали условия, которые администрация школ создавала своим ученикам. В некоторых были и профессиональные учителя, однако в большей части школ, особенно из тех, что принадлежали католической церкви, расписание занятий и их содержание больше напоминало тюрьму, чем обычную школу. Сходства придавало и то, что учеников, как заключенных, называли не по фамилиям, а по порядковым номерам.

"В школе у меня не было имени, — рассказывает бывшая ученица Лидия Росс. – Я была № 51, № 44, № 32, № 16, № 11 и, наконец, № 1, когда уже заканчивала школу".

По словам бывших учеников, в их обучении были и светлые пятна – большинство опрошенных с радостью вспоминают занятия физкультурой и уроки искусства, а также различные развивающие секции и кружки. Но в большинстве школ царила железная и даже деспотичная дисциплина, отразившаяся на психологическом состоянии учеников. По статистике выпускники закрытых школ гораздо чаще становились преступниками, вскоре попадая из одной тюрьмы в другую, уже настоящую. Многие опрошенные также отмечают свою неспособность адекватно общаться с собственными детьми, связывая это с унижениями, которым сами подвергались в детстве.

Помимо разоблачений репрессивной политики в отношении коренных народов, авторы доклада приводят 94 рекомендации к властям Канады, способные улучшить их положение. В первую очередь, отмечают они, Канада должна присоединиться к Декларации ООН о правах коренных народов, принятой в 2007 году. Примечательно, что Канада вместе с США, Австралией и Новой Зеландией голосовала против Декларации, хотя Австралия впоследствии к ней все же присоединилась. Делегация Российской Федерации при голосовании воздержалась.

Канадское правительство во главе с премьер-министром Стивеном Харпером находится с коренными народами в довольно напряженных отношениях, и вряд ли в скором времени примет Декларацию, которая, к тому же, носит рекомендательный, а не обязательный характер. То же самое можно сказать и об остальных рекомендациях Комиссии по правде и примирению. Впрочем, авторы доклада отметили, что они написаны "для будущего, а не только для текущего правительства".

Хотя именно Стивен Харпер в 2008 году принес коренным народам официальные извинения от лица государства, многие представители аборигенов считают, что с тех пор его правительство сделало недостаточно для компенсации причиненного ущерба: все вопросы о национальных и культурных автономиях по-прежнему находятся в стадии обсуждения. Это признал и папа римский Франциск, принесший бывшим ученикам католических школ личные извинения – по словам понтифика, для того, чтобы залечить нанесенные психологические травмы, одних извинений местных церковных организаций явно недостаточно.